logo
ответы

13. Основные иконописные школы Древней Руси. Феофан Грек и Андрей Рублев.

Художественным центром Руси становится Москва, за которой следуют Новгород, Псков, Тверь, нижний Новгород. «Абстрактный психологизм» присущ живописи этого времени (к. 14 – сер. 15 вв.). Новгродские и псковские фрески 14 в. Отличаются повышенной эмоциональностью, экспрессивностью, стремлением передать бурное движение. Человеческие фигуры в них невесомы, охвачены сильным движением, напоминаю цветные тени, призраки, разметанные по стенам храма как бы сильным ветром. Люди изображаются будто летящие по воздуху в экстатическом порыве с сильно развевающимися одеждами. Они передаются во всевозможных ракурсах, их жесты широки, резки, они всецело объяты овладевшими ими чувствами. Интерес к внутренней жизни человека сказывается и в наборе сюжетов. Прежде всего это сюжеты протоевангельского цикла: композиции, иллюстрирующие легенды и апокрифы из жизни Богоматери. Излюбленный сюжет 14 в. – «Христос во гробе». Новым для русской живописи 14 в. Было вторичное сближение с искусством Византии, переживавшим последний период расцвета, известный под названием «палеологовского Ренессанса». В живописи Новгорода и Пскова в это время усиливается внешняя свобода стиля, московская тяготеет к сдержанности выражения. Новгородская иконопись 15 в. Сохраняет любовь к ярким краскам с преобладанием киновари. Так, в иконе «Чудо Георгия о Змие» красный фон заполняет поля иконы. В Пскове в иконах преобладают землистые тона, зеленые, иногда довольно глухие.

Феофан Грек был одним из византийских мастеров, которые покинули родину и искали благоприятную почву для своего творчества на чужбине. До приезда в Новгород Феофан Грек расписал свыше 40 каменных церквей. Он работал в Константинополе, Халкидоне, Галатее, Каффе. Обладая огромным живописным дарованием, Феофан писал фигуры широкими мазками. Поверх первоначальной прокладки он накладывал сочные белые, голубовато-серые и красные блики. Лики писал по темно-коричневой прокладке, высветляя теневые части и затемняя освещенные. Моделируя лица, Феофан заканчивает письмо, накладывая белильные блики иногда в наиболее затененных частях лица. Большинство исследователей считают, что творчество Феофана связано с палеологическим Возрождением, в том числе с учением о психии. В учении психастов особое внимание уделялось божественной сущности Фаворского света. С одной стороны, Фаворский свет, излившийся на апостолов Иоанна, Петра и Иакова, имел внешний характер, с другой стороны, свет может быть внутренним.

Первые работы Феофана на Руси были выполнены в Новгороде. Это фрески собора Спаса Преображения на Ильиной улице, среди которых погрудное изображение Спаса Вседержителя в центральном куполе.

Лучше всего сохранились фрески северо-западной части храма. Главное в росписи – возвеличивание аскетического подвига, ожидание Апокалипсиса. В колорите Феофана приобрели особую звучность темные тона, художник моделировал форму яркими мазками белильных тонов – пробелами. Это придает изображению особую экстатичность. Грек работал позже в Нижнем Новгороде, участвуя в создании иконостасов и фресок в Спасском соборе, которые не сохранились до нашего времени. Первое известие о творчестве Феофана Грека в Москве приходится на 1395 г. С мастерской Феофана связано изготовление двусторонней иконы «Богоматерь Донская», на обратной стороне которой изображено «Успение Богородицы».

Изображение Марии дано в теплых темных тонах, формы тщательно проработаны. Во фреске «Успение Богородицы» Феофан сократил количество персонажей, на темно-синем фоне – одетый в золотистый хитон Христос, Богоматерь, возлежащая на смертном одре.

В Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского Феофан расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 г., а в 1405 г. – Благовещенский собор вместе с Андреем Рублевым. Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов.

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковыхросписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой христианской символики. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира — изобличают в Феофане творческую личность. Манера нарочитогоизографасреди иконописцев в пору высокого духовного подъема древнерусского искусства, в котором иконописцы опирались на подлинники, отличается по истине творческим началом, революционным мышлением, отрешенностью от законодательств. Тревожность и острота искусства Феофана Грека рождены в духовной атмосфере позднепалеологовского времени, с характерным для него более индивидуальным переживанием религии и тяготением к монашескому подвижничеству.

Андрей Рублев родился между 1360 и 1370 гг. Жизнь его известна в самых общих чертах. Он был иноком московского Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевской обителью. В праздничном чине иконостаса Благовещенского собора Московского кремля Андрей Рублев исполнил икону «Преображение».

В этой иконе Рублев показал нетварный свет, исходящий от Христа. У Рублева нет присущей Феофану Греку экспрессии жестов. Пафос его иконы иной – свет Христа благодатный. К ранним работам Андрея относят фрески в соборе Успения на Городке в Звенигороде. В верхней части южного алтарного столба сохранилось изображение Св. Лавра. На северном столбе – полуфигура св. Флора. Изображения выполнены в светло-зеленом, вишневом и желтом цветах. В это же время Андрей создает миниатюры с изображением «Евангелия Хитрово». Одна из лучших миниатюр изображает ангела с широко распростертыми крылами – символ евангелиста Матфея. В 20х гг. 15 в. Артель мастеров под руководством Рублева украсила иконами Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. Рублев выполнил икону «Троица», изменив превычную схему изображения.

«Троица» имеет долгую традицию. Впервые этот сюжет встречается во фресочных изображениях в катакомбах 4 в. В Риме. Обычно в «Троице ветхозаветной» изображается Авраам, сидящий под Мамврийским дубом, обменивающийся приветствиями с тремя путниками. Рублев создает новый канон изображения Троицы. Он убирает фигурв Авраама и Сары, смахивает со стола снедь, оставляя одну лишь чашу. Он переносит действие с земли на небо и изображает тайну Предвечного Совета, где Сын добровольно принимает чашу с головой тельца, чтобы избавить людей от чаши скорбей и страданий. Рублев умер в 1427030 гг., оказав огромное влияние на живопись 15 века.