5.Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)
Структурализм как философское направление возник в 50-е гг. во Франции.
Леви-Стросс обратил внимание на тот факт, что в исследуемых культурах разных народов существуют скрытые основания, упорядочивающие случайные, на первый взгляд, человеческие феномены. Он обнаружил в содержании мифов общие формы, которые он назвал “бессознательными структурами, лежащими в основе каждого социального установления и обычая”. Эти структуры можно обнаружить во всех сферах культуры, в виде сложного целого, включающего любые способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.
Специфика культуры такова, что когда человек рождается, он приходит, так сказать, на все готовое. Ему остается только ее усвоить.
Согласно Фуко, смысл исходит не от людей, а от отношений, связей между элементами. В этом основная идея структурного подхода.
Он применил структуралистский подход на область истории культуры.
Все творчество Фуко можно разделить условно на три этапа:
1. 60-е гг. — “археологический” .У Фуко все представлено условиями (структурами) и он создает историю условий общественных институтов, частной жизни, видов поведения.
2. Период — период “генеалогии власти” — (70-е гг.) Если археология вычленяет структуры, то генеалогия призвана показать, каковы движущие силы переходов с одного уровня на другой. Отвечая на этот вопрос, Фуко вводит концепт “власти-знания”.
3. период включает «этический» этап Фуко ищет ответ на вопрос, как возможно сопротивление власти, “как и в каких формах возможно такое “свободное” поведение морального субъекта, которое позволяет ему стать “самим собой”, преодолевая заданные коды и стратегии поведения”.
Работа Фуко “Слова и вещи” посвящена истории Тождественного. Он вводит понятие “эпистема”, под которой он понимает систему всех отношений, существующих в данную эпоху, “порядок, на основе которого мы мыслим.
- Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.
- 2. Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)
- 3. Социокультурные системы п. Сорокина.
- 4. Психологические направления в культурологи (Юнг)
- 5.Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)
- 6.Концепция «осевого времени» (Ясперс)
- 7.Понятие и сущность культуры.
- 8.Элементы и типология культуры.
- 9.Культура и цивилизация.
- 10. Материальная культура и её виды.
- 11. Духовная культура и ее сущность
- 12. Религия и культура.
- 13. Эстетическая культура, её сущность.
- 14. Проблемы развития культуры. Культурная модернизация.
- 15. Функции культуры.
- 16. Культура как знаковая система.
- 17. Символ в культуре.
- 18. Культурные ценности и нормы.
- 19. Понятие и сущность мифа.
- 20. Массовая и элитарная культура.
- 21. Первобытная культура.
- 22. Общая характеристика Восточного типа культуры.
- 23. Культура Древнего Египта и Месопотамии. Культура Месопотамии.
- 24. Культура Индии.
- 25. Культура Китая.
- 26. Культура Древней Греции (архаические и классические периоды)
- 27. Эллинистическая культура и культура Древнего Рима. 4-1 вв. До н. Э.
- 28.Европейская культура эпохи Средневековья.
- 29. Европейская культура эпохи Возрождения.
- 30. Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.
- 31. Культура эпохи Просвещения (18 век).
- 32. Романтизм начала 19 века.
- 33. Европейская культура 19 века.
- 34. Европейская культура хх века.
- 35. Модернизм и постмодернизм.
- 36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (н.А. Бердяев, н.О. Лосский, и.А. Ильин, г.П. Федотов)
- 37. Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества.
- 38. Культура Киевской Руси.
- 39. Культура Московской Руси
- 40. Русская культура XVIII века.
- 41. «Золотой век» в развитии русской культуры.
- 42. «Серебряный век» русской культуры.
- 43. Российская культура 1917-1991 гг.: приобретения и потери.
- 44. Постсоветский этап в развитии русской культуры