53. Общая характеристика декоративно-прикладного искусства рококо.
Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина) - стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине 18 столетия. Ключевые слова данной эпохи - изящный, интимный. Приходит мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо, кроме того, в мебели используются вставки восточных мастеров из фарфора. Для всего характерны причудливые ассиметричные формы.
Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. В интерьерах массивные формы, пышность, геометрическая правильность и строгость заменяются овалами, дугами, причудливым рокайльным орнаментом, стена становится легкой и хрупкой, либо почти растворяется под обилием изящного декора. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию дома. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. По-прежнему в интерьере используются гобелены, которые претерпевают измения. К концу рококо гобелен приходит в упадок. Во время рококо приоритетными становятся приглушенные, пастельные цвета. В моде были соединения белого и голубого, белого и светло-зеленого или розового цветов. Женственность и изящество становятся главными критериями красоты.
Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. Рокайльная живопись богата тонкими переливами и несколько блёклая по колориту. Особенным очарованием обладают элегантные и грациозные портреты.
В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты.
Необычайную популярность получает Фарфор. Знамениты изделия Королевской мануфактуры французского фарфора (основана 1745 в Венсенне, затем была перенесена в Севр). Характерными чертами стали: «кружевной край, позолота, роспись в резервах различной формы, мотив трельяжной сетки и орнамент глаз куропатки. Основные цвета ярко синий, зелёный, бирюзовый, белый. Особенно славился «розовый помпадур»- роспись золотом по розовому фону, иногда использовались китайские мотивы. В это время появляются кофейные и чайные чашечки с блюдечками парные вазы для каминного гарнитура, также делают столешницы, подносы, сервизы и тд. На крышечках очень реалистичные миниатюрные фигурки или цветы. Ещё одной знаменитой мануфактурой была мануфактура в городе Мейсен, созданная Беттгером и Чирнгаузем, которые в 1709г. открыли состав настоящего твёрдого фарфора. Расцвет мануфактуры связан с деятельностью скульптора Иоганна Иоахима Кендлера. При нём производились изделия с лепными скульптурками и барельефами. Наиболее известными произведениями являются многопредметные сервизы сюрту де табль(украшение для центра стола). Также в моду входят различные статуэтки-аллегории.
54.Интерьер французского неоклассицизма.
Неоклассицизм – это эстетическое направление в искусстве и архитектуре, которое господствовало в Европе после рококо (с середины 18 – начале 19 века), и которому присуще обращение к традициям искусства античности. В этом стиле подражают всему античному, многого не зная. В качестве отправной точки в архитектуре неоклассицизма были выбраны древнегреческие постройки, до той поры никем не изучавшиеся. Несмотря на то, что различные архитекторы изучали одни и те же постройки, выводы они сделали довольно разные, что и обусловило различное развитие неоклассицизма в разных странах. Так, во Франции стиль неоклассицизма применялся, в основном, при строительстве общественных сооружений. Таким зданием, к примеру, был Малый Трианон в Версале, который считался самым совершенным творением Жака Анжа Габриеля. Жак-анж Габриэль был выдающимся мастером интерьера французского неоклассицизма (интерьеры в Версале и Фонтенбло), первый архитектор в творчестве которого начал проявляться неоклассицизм. Малый Трианон -небольшой замок, расположенный на территории Версальского дворца в Версале, Франция.Малый Трианон был разработан по приказу Людовика XV для его долгосрочной любовницы, мадам де Помпадур, и был построен между 1762 и 1768 году. Но мадам де Помпадур умерла за четыре года до завершения строительства. По вступлении на престол Людовика XVI дал замок и окружающий его парк был передан королеве Марии-Антуанетте для ее исключительного пользования. Замок является знаменитый примером перехода от стиля рококо в более трезвый и изысканный неоклассический стиль. Интерьеры малого Трианона в Версале являются хорошими образцами раннего неоклассицизма. Вход в королевские апартаменты, куда ведет великолепная лестница с коваными перилами, расположен со стороны западного, парадного, фасада. Покои королевы находились на первом этаже, покои короля и гостевые комнаты – на втором, а на цокольном этаже помещались различные служебные помещения. Основные комнаты небольшие прямоугольные в плане, окрашены в бледные тона. Все имеет прямоугольные очертания. Мастер стремился к благородной элегантности, проявившейся в выборе пропорций, в продуманном сочетании крупных и мелких деталей оформления. Ощущение уравновешенности частей создается благодаря деликатному использованию таких декоративных элементов, как венки, гирлянды, военные трофеи, лавровые листы, акант. Рельефы невысокие, а общая светлая окраска стен создает ощущение легкости и воздушности атмосферы. Все это удачно сочетается с простыми филенками, ясными очертаниями проемов дверей и окон, большими зеркалами. По желанию Марии-Антуанетты на территории окружающего дворец английского пейзажного парка появилось несколько новых сооружений под общим названием «Деревушка королевы». Пейзажный парк Малого Трианона украшают разного рода беседки. На одном из островков посреди пруда в 1778-1781 годах был построен Павильон скалы или Бельведер (музыкальный павильон), напоминающий изящную восьмиугольную бонбоньерку. Павильон имеет четыре двери, к каждой из которых ведет лестница с двумя сфинксами по бокам, он также является примером неоклассицизма, построен Ричардом Миком.
После ухода Габриэля с королевской службы (в связи со смертью Людовика XV в 1774 г.) модным мастером парижских отелей стал К. Н. Леду, который прибавил к французской неоклассической элегантности оттенок торжественности и пышности.Он охотно вводил в интерьер позолоту, большие зеркала и рельефную резьбу на панелях с изображением’ лавровых венков, римских военных атрибутов и музыкальных инструментов. В его работах появились характерная для неоклассицизма патетическая торжественность и наполненность образной структуры помещений всевозможными аллегориями. Он оформил интерьер «Военного кафе» в Пале-рояле, сейчас этот интерьер находится в музее Карнавале. Зеркала начинаются от пола, стены отделаны панелями. Деревянные панели с изображением военной атрибутики (трофеев) и мрамор чередуются зеркалами. Клод-Николя Леду, он оформил интерьер салона отеля де Юзе (ныне в музее Карнавале). Над дверями рельефы с изображениями римских военных атрибутов, вдоль всех стен панели с изображениями лавров, поддерживающих светильники, медальоны - выполнены в невысоком рельефе. Сочетание белого с золотым.
К числу известных французских декораторов можно отнести Ш.-Л. Клериссо, Л.-Ж. ле Лоррена, Ж.-Ш. Делафосс, П.-М. Моро-Депру, которые оформляли живописью стены, занимались мебелью, каминами, придумывали новые мотивы декора (включая каннелирование пилястр, изображение драпировок, ваз с цветами, аллегорий наук и профессий, добродетелей и искусств).
В неоклассицизме используется анфиладная планировка помещений - это расположение взаимосвязанных помещений последовательно, одно за другим, с дверными проемами, расположенными на одной оси. Все помещения небольшого размера. Чужды роскошь и расточительство, более свойственно чувство меры. Неоклассицизму присущи уравновешенность, прямые углы и легкие, изящные прямые линии. Проёмы окон и дверей без наличников. В интерьере, как и в архитектуре, происходит полный возврат к симметрии, строгое следование правилу золотого сечения (Суть золотого сечения – деления отрезка на две части так, что длина большей части относится к длине меньшей части так же, как длина всего отрезка к длине большей части).В неоклассический интерьер возвращается ордер. В дизайне используются декоративные колонны (сами колонны используются редко, чаще используют пилястры и полуколонны), арки, капители со свитками и другие элементы. Характерные украшения: листья оливы и лавра, акант, венки, меандры, мотив волны и раковины, пальметты, архитектурные фронтоны, военная атрибутика. Потолок белый (если экседра или купол, то часто украшают кессонами для визуального изменения пространства). Горизонталь подчеркивали с помощью карнизов. Пол был паркетный или мраморный, декор был уложен в шахматном порядке или был основан на геометрических элементах (возможен ковер). Стены в неоклассицизме либо окрашивались, либо оклеивались обоями, также для отделки стен использовали ткани. Стены общественных помещений могли отделываться мрамором, деревянными панелями, чередующимися с зеркалами. В интерьере используются насыщенные холодные цвета (синий, желтый, розовый, зелёный, бордовый, серый). Впервые в интерьере появляется белый цвет. В интерьере почти всегда присутствуют огромные зеркала, завершающиеся прямоугольной рамой, украшенные позолотой в виде цветочных гирлянд, они помогают расширить пространство. При наполнении помещений мастера данного стиля старались отойти от массивного, перенасыщенного оформления предметов интерьера, стремясь отразить все те же античные формы, но более легко и непринужденно. Неоклассическая мебель также стремится к прямым линям и правильным геометрическим фигуры, но имеет формы рококо - легкая, простая и изящная, выполнена из ценных пород древесины. Ножки теряют прежний изгиб и сужаются книзу. Они могут быть стройными и длинными, с продольными каннелюрами или слегка витые, иногда покрываются позолотой или краской. Часто в декоре встречается трельяжная решетка с симметричными растительными мотивами. Стены украшали картинами на античные темы в позолоченных рамах. Камины имеют ясные очертания, выполнены из мрамора. В дизайне штор основной деталью считается полукруглый ламбрекен, задрапированный складками, в сочетании с жабо (двумя выкроенными по косой кусками ткани со скошенными или ступенчатым нижним краем). Шторы шьют из тяжелых плотных шелковых тканей прямоугольной формы. Карнизы украшают строгой резьбой.
- 1.Интерьер Древнего Египта
- 2.Стили вазописи Древней Греции.
- 3.Гобелен рококо.
- 5. Античная мозаика.
- 6.Интерьер барокко (общая характеристика).
- 7.Фаянс Древнего Египта.
- 8.Интерьер романики.
- 9.Витражи Тиффани.
- 10.Стекло Древнего Египта
- 11.Интерьер Ренессанса
- 12.Фарфор рококо
- 13.Интерьер Древней Греции
- 14.Мебель готики
- 15. Художественное стекло модерна (на примере Тиффани)
- 16.Мебель Древней Греции
- 17. Интерьер Лоджии Рафаэля в Ватикане
- 18.Ювелирное искусство рококо
- 19. Краснофигурная керамика Древней Греции
- 20.Общая характеристика декоративно-прикладного искусства Возрождения
- 21.Гобелен барокко
- 22.Формы сосудов Древней Греции и их предназначение
- 23.Мебель Возрождения
- 24.Общая характеристика стиля модерн
- 25.Чернофигурная керамика Древней Греции
- 26. Декоративные росписи эпохи Возрождения
- 27. Интерьер неоклассицизма общая характеристика
- 28.Интерьер Древнего Рима
- 29.Итальянская майолика Ренессанса
- 30. Мебель неоклассицизма
- 31. Мебель Древнего Рима
- 32.Интерьер рококо
- 33.Художественное стекло модерна (на примере Галле)
- 34.Античное стекло
- 35.Мебель романики
- 36.Интерьеры Чарльза Макинтоша.
- 37.Интерьер готики
- 38.Венецианское стекло Ренессанса
- 39.Мебель модерна (на примере Михаэля Тонета)
- 40.Ювелирное искусство Возрождения.
- 41.Интерьер французского барокко (на примере Зеркальной галереи).
- 42.Творчество Веджвуда
- 43. Фарфор, его появление и влияние на искусство Европы
- 44.Мебель барокко
- 45. Влияние античного искусства на искусство Европы
- 46.Настенные росписи барокко.
- 47.Фаянс неоклассицизма
- 48. Общая характеристика декоративно-прикладного искусства барокко
- 49.Мебель готики
- 50.Художественное стекло модерна (на примере Лалика)
- 51.Ювелирное искусство барокко.
- 52Интерьер английского неоклассицизма.
- 53. Общая характеристика декоративно-прикладного искусства рококо.
- 55.Мебель модерна (на примере Эмиля Галле).
- 56. Мебель рококо
- 57.Общая характеристика декоративно-прикладного искусства модерна.
- 58.Общая характеристика декоративно-прикладного искусства неоклассицизма.
- 59. Интерьер модерна (на примере объектов Орта. Бельгия)
- 60.Интерьер модерна (на примере объектов Гауди).