logo
Список вопросов ГОС

33.Художественное стекло модерна (на примере Галле)

Модерн- художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Отличительными чертами является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, а также расцвет прикладного искусства. Художественное   стекло  одно из популярных видов декоративно-прикладного искусства периода модерна. Стекло модерна прозрачное, линии тягучие, волнистые, упругие. Стекло пластичное, сложных цветов (холодные, бледные), в это время оно теряет своё натуральный вид, имитируя другие материалы. Любимыми мотивами были цветы, рыбы, капли, изображения асимметричны. Одним из представителей стекольного дела был Эмиль Галле. Изготавливал не только мебель, но и стекло. Эмиль Галле (1846–1904), французский дизайнер, представитель модерна, реформатор художественного стекла. Впервые представил свои работы широкой публике на Парижской всемирной выставке 1878 года. Будучи главой семейной фабрики по производству керамики и стекла близ Нанси (Лотарингия, Франция),  Галле  много экспериментировал с материалами и усовершенствовал уже известные методы производства стекла. Первые изделия были в духе востока. Но затем Галле отбросил все традиционные представления, отказавшись от симметрии, классических пропорций форм и совершенного единообразия материала. Он предпочитал цветное стекло, любил акцентировать декоративную ценность тщательно подготовленных «случайностей», таких, как частичное замутнение, поверхностное кракелирование и воздушные пузырьки, и выявлять внутренние слои многоцветного стекла при помощи травления кислотой и механического гравирования. Он разработал собственные виды стекла . Эмиль Галле вводит в обиход непрозрачное художественное стекло с несколькими дополнительными слоями – это так называемыеслои Галле.Могло быть от 2 до 12 слоёв стекла. Сначала выдувалась заготовка, затем она покрывалась несколькими слоями сверху и изнутри. При добавлении в стекло оксида кобальта появилось стеклоклер-дю-лунили «лунный свет», так называемое сапфировое стекло. Вводя малое количество оксида кобальта он получал голубое стекло, а при большом проценте оксида в составе стекла – фиолетово-синее с красноватым оттенком, и соответственно, варьируя количество оксида-красителя он получал любой цвет из палитры, от голубого до фиолетово-синего.Одна из самых удивительных техник, разработанных Галле для украшения стеклянных поверхностейэто маркетри галле. Готовое изделие подогревали, вырезали рельеф нужной формы и укладывали в выемку обломки цветного стекла, после чего сосуд вновь нагревался в печи, так что этот лом становился частью сосуда. После обрабатывали изделие при помощи точильного инструмента- техника камея. Затем поверхность покрывалась тонким слоем прозрачного стекла, таким образом, маркетрикак бы покрывалось лаком и отдельные участки протравливались кислотой. Внутренняя поверхность полностью обрабатывалась и становилась бархатистая. Также Галле использовал технику патинирования стекла, при которой практически готовый сосуд подвергался продолжительному нагреву в печи, во время которого закладывались минеральные вкрапления в виде пузырьков, создавая эффект диффузии освещения (диффузия света- распространение света во все стороны независимо от направления падающего пучка, происходящее при отражении от матовых и шероховатых поверхностей или при прохождении через мутную среду). Закладывал в стекло фольгу, слюду, песчинки, камешки. Изделия Галле имеют хорошую форму, все произведения высокого уровня.

Основными мотивами декоративного стиля  Галле  были бесконечные растительные орнаменты (орхидеи, чертополохи, папоротники) и пейзажи родных мест. Растения переплетаются между собой и создают изысканный декор, органично вписанный в простые стеклянные формы ваз, светильников и других произведений. Галле  возглавил фабрику в Нанси и основал при ней школу для будущих мастеров в 1874 году. Тиражные изделия фабрики Нанси были созданы по эскизам  Эмиля   Галле , с применением характерных для его творчества техник - многослойного стекла, «лунного света» и т.д. Каждое изделие мастерской  Галле  подписывалось именем мастера с помощью маркетри или гравировки, а после смерти художника в 1904 году к подписи добавлялась звездочка. В интерьере изделия выставлялись в этажерках. Самая знаменитая ваза Галле – ваза Орфей (1888-1889) Париж, Музей декоративно-прикладного искусства).,единственная в творчестве Галле на сюжет античной мифологии, была исполнена для выставки в Париже в 1889 г Сцена изображает тот самый момент, когда Орфей пытается удержать ускользающую Эвридику. Ваза выполнена из темного, почти черного стекла с множеством оттенков : зеленого, с цветными оранжево-золотистыми включениями, подобно всполохам пронизывающими тулово вазы. И по контрасту с фоном выступают выполненные в высоком светлом рельефе фигуры Орфея и Эвридики.