51.Ювелирное искусство барокко.
Барокко - (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Берёт начало в позднем ренессансе. Основные черты барокко: парадность, эффектность, пышность, динамичность, грандиозность, жизнеутверждающий характер.Для ювелирного искусства барокко характерны крупные формы, склонность к овалу, крупный рельеф, максимально вытянутый в чеканке.
В 16-18 веке появляется чай и кофе (сначала считались лекарствами и отпускались в аптеке). В 16 веке появляются чайники и кофейники. Для чая – пузатые (листья опускаются), для кофе с сужающимся горлышком (сохранение аромата). Появляются сахарницы с широким горлышком и щипчики для сахара, подносы для визитных карточек. Из металлов делают грелки для кровати.
Из ювелирных украшений популярностью пользуются подвески. Подвеска-это дамское украшение, т.к. в то время было очень глубокое декольте. Подвеска была двусторонней, имела сложную форму( животные, рыцарь на коне, Св.Георгий, сакральные сцены в объёме). Декорировались эмалью в сочетании с жемчугом сложной природной формы.
Лучший ювелир барокко (16 век)- Эразм Хорник. В его работах жемчуг является формообразующим. Использует резьбу по кораллу. Некоторые вещи функциональны (зубочистки- у М и Ж, подвески с нюхательной солью). Изготавливает броши в форме орла, которые могут применяться в качестве подвески.
В 16 веке появляется огранка бриллиантов. Формы огранки ещё не установились и часто бриллианты имеют неправильную форму. Бриллианты помещали в оправу из золота (что неправильно). Вместо бриллиантов часто использовали горный хрусталь(у ювелира заказывали сразу изделие и его подделку).
Популярны мемориальные украшения (контраст жизнь-смерть, старость-молодость и т.д.)-это проявление «моменто мори»-«помни о смерти». В таких украшениях использовались волосы умерших людей. Делали: кольца - по завещанию передавали родственникам, или отписывали сумму денег на изготовление такого кольца; подвески с портретом череп, подвески в форме гроба внутри которых находился разборный скелет; зажимы для создания складок на одежде в открытых местах» корсажные броши. Популярно применение миниатюр с портретом умерших людей. Характерны объём, масштаб, яркость.
Популярны изделия помандер или «яблоко амбре», которые использовались для ароматизации одежды и человека, их подвешивали к поясу. Помандеры имели различные формы, декорировались фигурками, эмалями и жемчугом. Были и не открывающиеся помандеры с фелигранной резьбой, сквозь которую выходил аромат. К концу барокко помандеры уменьшаются в размере, могут быть фигуративными и приближаются к форме флакончика для духов.
Появляются настольные, а затем и карманные часы у мужчин. Карманные часы имели округлые формы, форму груши или боба, цепочку и кольцо. Нет секундной и минутной стрелки. В мужском костюме специально для них появляется карманчик. И в связи с этим часы позднее приобрели более плоскую форму, футляр для защиты, т.к. стекла на циферблате они сначала не имели. Механизмы тоже декорировались. К концу 17 века появляется стекло, футляр убирают или делают часы с футляром и стеклом. Часы нередко декорировали эмалями.
В эпоху барокко очень популярен жемчуг. Носят его много. Это излюбленный материал для изготовления всевозможных ювелирных изделий. Чем крупнее и ровнее – тем лучше. Серьги-жирандоли(жирандоль – фонтан в несколько струй, в виде фейерверка). Использовали обработанные и кабошированные камни. Ожерелья с камнями, бриллиантами. Появляется первая бижутерия, используется имитация бриллиантов стеклом. У ювелира сразу заказывали и изделие и его копию. К ожерельям подвешивают подвески.
Ожерелье-брошь Севинье( как у маркизы де Севинье- французская писательница; автор писем, которые много лет писала дочери и друзьям. В них она рассказывала о жизни Парижа и Версаля, политических событиях и различных новинках). Бант отстёгивался и мог служить брошью.
Брачное кольцо – фиде, это кольцо в виде рук(если в руках была корона,это означало что брак был титулованный), такое кольцо носила только жена, оно было символом верности. Также популярны кольца с поворотным камнем (с одной стороны печать). Кольца с тайным смыслом (внутри что-то близкое, о чем знает только носящий кольцо). Для барокко характерно соединение насыщенного по цвету камня и эмали. Также носили браслеты на плече и запястье. Браслеты били парные.
Мужская парюра (термин появился в 17 веке во Франции- драгоценный набор украшений): оружие, пряжки, броши для шляпы, эгрет- брошь для прикалывания пера на шляпу, перстень. Также если человеку давали орден (ему выдавали ленту цветов ордена) и он на свои деньги заказывал себе орден сочетающийся с парюрой. Также у мужчин в моде пороховницы, их вешили на пояс, в противоположной стороне от помандера.
- 1.Интерьер Древнего Египта
- 2.Стили вазописи Древней Греции.
- 3.Гобелен рококо.
- 5. Античная мозаика.
- 6.Интерьер барокко (общая характеристика).
- 7.Фаянс Древнего Египта.
- 8.Интерьер романики.
- 9.Витражи Тиффани.
- 10.Стекло Древнего Египта
- 11.Интерьер Ренессанса
- 12.Фарфор рококо
- 13.Интерьер Древней Греции
- 14.Мебель готики
- 15. Художественное стекло модерна (на примере Тиффани)
- 16.Мебель Древней Греции
- 17. Интерьер Лоджии Рафаэля в Ватикане
- 18.Ювелирное искусство рококо
- 19. Краснофигурная керамика Древней Греции
- 20.Общая характеристика декоративно-прикладного искусства Возрождения
- 21.Гобелен барокко
- 22.Формы сосудов Древней Греции и их предназначение
- 23.Мебель Возрождения
- 24.Общая характеристика стиля модерн
- 25.Чернофигурная керамика Древней Греции
- 26. Декоративные росписи эпохи Возрождения
- 27. Интерьер неоклассицизма общая характеристика
- 28.Интерьер Древнего Рима
- 29.Итальянская майолика Ренессанса
- 30. Мебель неоклассицизма
- 31. Мебель Древнего Рима
- 32.Интерьер рококо
- 33.Художественное стекло модерна (на примере Галле)
- 34.Античное стекло
- 35.Мебель романики
- 36.Интерьеры Чарльза Макинтоша.
- 37.Интерьер готики
- 38.Венецианское стекло Ренессанса
- 39.Мебель модерна (на примере Михаэля Тонета)
- 40.Ювелирное искусство Возрождения.
- 41.Интерьер французского барокко (на примере Зеркальной галереи).
- 42.Творчество Веджвуда
- 43. Фарфор, его появление и влияние на искусство Европы
- 44.Мебель барокко
- 45. Влияние античного искусства на искусство Европы
- 46.Настенные росписи барокко.
- 47.Фаянс неоклассицизма
- 48. Общая характеристика декоративно-прикладного искусства барокко
- 49.Мебель готики
- 50.Художественное стекло модерна (на примере Лалика)
- 51.Ювелирное искусство барокко.
- 52Интерьер английского неоклассицизма.
- 53. Общая характеристика декоративно-прикладного искусства рококо.
- 55.Мебель модерна (на примере Эмиля Галле).
- 56. Мебель рококо
- 57.Общая характеристика декоративно-прикладного искусства модерна.
- 58.Общая характеристика декоративно-прикладного искусства неоклассицизма.
- 59. Интерьер модерна (на примере объектов Орта. Бельгия)
- 60.Интерьер модерна (на примере объектов Гауди).