35.Культура и искусство России XIX века (литература, музыка, архитектура).
В начале правления Александра I взят курс на развитие просвещения. В 1803 году учреждены 4-ступенчатые школы – приходские, уездные училища, губернские гимназии, университеты. Открыто 5 новых университетов – в Вильно, Харькове, Казани, Дерпте, Санкт-Петербурге. Для дворянской элиты открыт Царскосельский, Демидовский лицеи. В 1803 году университетам была предоставлена автономия. При Николае I открыты профильные вузы – училище правоведения, педагогический и политехнический институт. Особое развитие получили точные и естественные науки. Н.Лобачевский – создание неэвклидовой геометрии, Б.С.Якоби – открытия в области физики, Н.Н.Зинин – в химии, Н.И.Пирогов – в медицине.
Начало века – развитие либеральной мысли – М.М.Сперанский, П.А.Вяземский. Развиваются декабристские идеи. П.И.Пестель пишет «Русскую правду», а Н.И.Муравьев – «Конституцию». Развивается консерватизм (При Николае I) – идеи православия, самодержавия, народности. Появляются западничество и славянофильство, предлагающие различные пути развития России, наиболее радикальным становится социализм (А.И.Герцен).
Архитектура. Развивается высокий классицизм (ампир) – ансамбль Сенатской площади, улица Карла Росси, перестройка Московского университета. Развивается живопись: академическое направление – К.Брюллов, романтическое направление – О.Кипренский, В.Тропинин, П.Венецианов, бытовой жанр – П.Федотов, монументализм – А.Иванов.
Значительное влияние на развитие культуры оказали реформы 1860-х гг. Во многом развитие страны зависело от повышения уровня грамотности. К середине XIX века грамотным было лишь 7% населения. Принимаются меры по ликвидации безграмотности – открытие воскресных школ.
Развивается сеть начальных школ – они были трех типов – школы министерства просвещения, земские и церковно-приходские. По Положению 1864 г. школы были бессословными, в них могли преподавать женщины.
Развивается сеть высших школ. Появился новый университет – в Одессе. Открылись Сельскохозяйственная академия, ряд технологических вузов в провинции. На рубеже 60-70-х гг. в России открылись первые женские высшие курсы. В итоге к началу XX в. грамотным стал 21% населения.
Театр. Основными центрами драматической театральной культуры остаются Малый и Александринский театры. В 1882 г. отменена монополия казенных театров. Развиваются провинциальные театры. В 1898 г. открывается МХАТ.
Живопись. Преобладает социально-бытовой жанр. В.Перов (Сельский крестный ход на Пасху, Тройка). Разрыв группы художников с академическим направлением в живописи. В 1870 г. образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижников отличала гражданская позиция, интерес к современности, русской истории (Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов).
Развивается исторический жанр. И.Репин (Иван Грозный и его сын Иван), В.Суриков (Утро стрелецкой казни, Боярыня Морозова), В.Верещагин (Апофеоз войны).
Архитектура. Стиль модерн – строительство многоэтажных домов, использование новых строительных материалов – металла, бетона. Застройка Тверской улицы. Псевдорусский стиль – Исторический музей, Верхние торговые ряды.
- 1.Культурология как научная дисциплина и учебный предмет. Структура культуры (материальная и духовная культура, городская и сельская культуры). Функции культуры.
- 2.Подходы к пониманию культуры. Предметный и деятельностный подходы. Аксиологическая, антропологическая, личностная, игровая, семиотическая, диалогическая концепции культуры.
- 3.Массовая, народная и элитарная культура (а.Кравченко, в.Руднев, а.Флиер, а.Кондаков). Массовая культура и массовое общество.
- 4.Проблема культуры в античной мысли (софисты, Демокрит, Сенека, Цицерон, Тацит).
- 5.Концепции культуры эпохи Возрождения (Петрарка, Монтень).
- 6.Просветительская концепция культуры. Критика просветительства. Проблема культуры в немецкой философии XIX века (Вольтер, Руссо, Мирабо, Кант, Шиллер, Гегель).
- 7.Эволюционизм в культурологии. О.Конт. Метод «пережитков» (Тайлор, Морган). Функционалистская концепция культуры (б.Малиновский). Критика б.Малиновского. Неоэволюционизм (Уайт).
- 8.Диффузионизм. Теория культурных кругов (Фробениус, Гребнер). «Историческая» школа ф.Боаса. Концепция культурного релятивизма.
- 9.Взгляд на культуру з.Фрейда. Концепция к.Г.Юнга.
- 10.Культурологические аспекты учения ф.Ницше (воля к власти, учение о сверхчеловеке, миф, религия, аполлоническая и дионисийская культуры). Влияние учения ф.Ницше на развитие отечественной культуры.
- 11.Культурологические аспекты учения в.Я.Проппа. Концепция идеальных типов м.Вебера.
- 12.Культурологические концепции м.М.Бахтина (карнавальная культура, полифонический роман как модель современной культуры, диалогический характер истины).
- 15.Различие религии и магии по ю.М.Лотману. Типология магии по с.А.Токареву (контактная, инициальная, парциальная, имитативная, апотропеическая, катартическая).
- 16.Теория мифа. Аллегорическое истолкование мифов. Концепция мифов д.Вико. Французские просветители о мифологии. Романтическая философия мифа. Школа реконструкции индоевропейского мифа.
- 17.Английская антропологическая школа изучения мифа. Ритуалистическая концепция мифа Дж.Фрэзера. Функциональная концепция мифа б.Малиновского. Концепции мифа з.Фрейда, к.-г.Юнга.
- 18.Концепции мифа л.Леви-Брюля и к.Леви-Стросса. Марксистская концепция мифа. Концепции мифа э.Кассирера и а.Ф.Лосева.
- 19.Типология мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, эсхатологические). Персонажи мифов (культурный герой, демиург, трикстер). Свойства мифа (генетизм, тип времени).
- 20.Понятие обряда перехода (а. Ван Геннеп). Структура обряда. Инициации. Гипотеза Балушка о славянских инициациях.
- 22.Культурно-исторические типы восприятия смерти и детства (ф.Арьес).
- 23.Культура первобытного общества.
- 24.Культура Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Месопотамия).
- 25.Культура и искусство Древней Греции.
- 26.Культура и искусство Древнего Рима.
- 27.Культура и искусство западноевропейского средневековья.
- 28.Культура и искусство эпохи Возрождения.
- 29.Реформация. Её культурно-историческое значение.
- 30.Культура и искусство эпохи Просвещения.
- 31.Культура и искусство Европы первой половины XIX века.
- 32.Культура и искусство Европы второй половины XIX века.
- 33.Культура Руси IX-XVI вв. Искусство, архитектура, иконопись.
- 34.Культура России XVII-XVIII вв. («семиотическая революция Петра I, табель о рангах, становление науки, религиозный раскол, архитектура, литература).
- 35.Культура и искусство России XIX века (литература, музыка, архитектура).
- 36.Отечественный кинематограф XX века как феномен культуры.
- 38.Понятие первичной и вторичной моделирующих систем. Виды вторичных моделирующих систем. «Искусство как прием».
- 39.Концепции отчуждения в истории философско-культурологической мысли (Гоббс, Руссо, Гельвеций, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Маркс, Хайдеггер, Ильенков).
- 40.Характеристика современной библиотечной системы. Библиотечный фонд: моделирование, комплектование, учет, обработка, размещение и сохранность.
- 41.Правила составления библиотечного описания, справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек. Виды библиотечного и библиографического обслуживания.
- 42.Религии мира. Христианство.
- 43.Ислам.
- 44.Буддизм.
- 45.Культурологические дисциплины в системе школьного образования. Государственный стандарт полного общего среднего образования по предмету мхк.
- 46.Типы урока. Календарно-тематическое и поурочное планирование. Обзор школьных программ по культурологии.