3.1. Методические рекомендации по проведению занятий в технике «батик» в общеобразовательных школах.
В данной главе представлены методические рекомендации по проведению занятий по художественной росписи ткани в детских художественных школах. Важное место в педагогических и психологических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности.
Из всего многообразия видов изобразительной деятельности в исследовании рассматривается художественная роспись тканей как один из значительных, где развиваются все стороны личности, которые можно сформировать в нескольких направлениях.
В ходе освоения художественно-творческой деятельности у ученика в процессе обучения художественной росписи тканей складывается своеобразная система организации чувственно-волевого аппарата: особое видение цвета, композиционное чутье, активная или пассивная восприимчивость, низкая или высокая эмоциональность в начальной стадии росписи, организованность и т. д. Все это создает необходимые психолого-педагогические предпосылки для формирования творческой активности ученика средствами декоративно-прикладного искусства на примере художественной росписи тканей и все это направлено на развитие творческого воображения у учащихся.
Содержание обучения по художественной росписи тканей включает системные распределения практического и теоретического материала. В рамках теоретического курса предполагается проводить занятия по изучению истории зарождения художественной росписи ткани и этапов ее исторического развития с применением таких демонстрационных методов, как просмотр компакт-дисков, слайдов и других дидактических пособий. Необходимо, чтобы получение теоретических знаний органично сочеталось с усвоением художественных умений и навыков при помощи методики, характерной только для художественной росписи тканей и направленной на формирование художественно-творческого мышления, развитие работоспособности, зрительной памяти, воображения и других способностей. Я считаю важным при обучении использовать в качестве наглядных пособий и творческих ориентиров. Такой подход позволяет максимально заинтересовать обучающихся и развивать их творческие способности, что влияет на развитие художественно-творческого потенциала в целом и является актуальной проблемой методов обучения. Процесс формирования методики обучения батику строится с учетом индивидуальных способностей учащихся на основе дидактических принципов доступности, научности, наглядности. В работе необходимо применять различные методы, как информационно-репродуктивные, так и творческие.
Для успешного освоения учебного материала и овладения приемами росписи ткани необходим ряд условий:
-успешное выполнение практических работ в области художественной обработки текстиля зависит от сформированности профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для раскрытия художественного образа в произведении, а также от целенаправленного освоения учащимися цветовых и композиционных закономерностей и решения конкретных учебно-творческих задач в ходе обучения художественной росписи тканей;
- развитие творческих способностей, живописного понимания, поиск индивидуальной образности произведения у учащихся связан с поэтапным решением определенных задач и формированием умственных действий в процессе работы с применением художественной росписи ткани. Ключевую роль в построении методики играют методы информативно- объяснительного, репродуктивного и продуктивного характера, принципы проблемно-методологического подхода и системно-деятельностной ориентации учащихся, что позволяет в совокупности реализовывать образовательные, развивающие и воспитательные функции обучения. В целом методика совершенствования подготовки учащихся, развития их творческой активности построена таким образом, что формирование научных знаний о цвете, форме, материалах и овладение способами творческой деятельности происходит в результате последовательного изучения системы теоретических положений, отработки различных композиционно-колористических умений и навыков с помощью разнообразных техник и приемов батика, решения комплекса простых и сложных творческих задач, с помощью которых происходит суммирование многообразных элементов знаний и умений, включенных в структуру продуманных тем.
Система заданий, выполнение которых предполагает решение учащимися различных задач в процессе обучению художественной росписи тканей, состоит из нескольких этапов. Содержание каждого этапа отвечает требованию постепенного продвижения ученика в обучении художественной обработки тканей. На первом этапе производится проверка базовых знаний и умений учащихся в области художественной росписи тканей путем выполнения ряда заданий теоретического, технологического и творческого характера. На втором происходит совершенствование учащихся в области художественной росписи, благодаря системе продуманных уроков с постепенным усложнением технологии выполнения батика. На третьем выполняется итоговое произведение с применением художественной росписи ткани. На четвертом - контрольном - этапе происходит анализ и проверка сформированных знаний и умений по художественной росписи тканей на основе выполнения ряда заданий теоретического, технологического и творческого характера.
Успешному решению многообразных художественных задач способствует использование поисковых методов обучения, в которых выделены приемы конкретизации, обобщения, варьирования и аналогии. Проблемный характер
носят все практические задания, так как в них требуется найти ответы на вопросы: разработать, выбрать, составить, обобщить и т. д. Таким образом, методика обучения строится на принципах:
процесс обучения необходимо строить на выполнении учениками постепенно усложняющихся заданий, предполагающих соблюдение преемственности в восхождении от уровня репродуктивной деятельности при создании изображения в батике к уровню творческой интерпретации изображаемого и создание нового, уникального художественного образа.
содержание заданий должно обеспечивать изучение учениками основных техник и приемов художественной росписи тканей, глубокое использование творческого опыта учащихся, опирающегося на образы памяти и воображение;
упражнения на каждом этапе должны включать задания на создание художественных изображений живых цветовых форм природы с помощью различных средств художественной росписи по ткани, используя разнообразные техники, сочетая разные приемы росписи, а также задания на формирование неповторимого и стилизованного образа;
итоговое занятие, включающее комплекс заданий разного характера, должно играть роль обобщающего, охватывающее задачи текущих заданий, решавшихся в ходе обучения художественной росписи тканей.
Все рассмотренные выше принципы организации подготовки в области художественной росписи тканей в своей совокупности обеспечивают органическую связь процессов восприятия, понимания и применения художественной росписи в структуре творческой и интеллектуальной деятельности учащихся. Это достигается главным образом за счет того, что конечный результат работы учащихся над любым практическим заданием в ходе обучения художественной росписи тканей находится в зависимости от последовательной программы действий, выполняющей функцию целевой установки, представленной в виде формулы: восприятие - понимание -
художественно-образное воплощение.
%
- Глава I. Исторический обзор
- Глава II. Технологический процесс создания работ в технике батик
- Глава III. Методические рекомендации по проведению занятий по батику для старших классов в общеобразовательных школах………………………………..39
- Введение
- Глава I. Исторический обзор
- 1.1. История возникновения и развития художественной росписи тканей
- 1.2 Основные виды художественной росписи ткани.
- Глава II. Технологический процесс создания работ в технике батик
- 2.1. Выбор темы и разработка идеи серии работ декоративных изделий
- 2.2. Материалы, инструменты, подготовительные и технические процессы.
- Подготовительные и технические процессы
- Уход за изделиями из натурального шелка с ручной росписью
- Техника безопасности, организация рабочего места
- Общие требования к технике безопасности
- Правила техники безопасности, касающиеся техники горячего батика
- 2.3. Технология изготовления разных видов батика
- Холодный батик
- Правила работы со стеклянной трубочкой
- Способ скрытого резерва
- Резервирующий состав
- Рецептура и технология приготовления резервирующего состава для холодного батика при наводке через шаблон:
- Дополнительные эффекты в росписи тканей
- Типичные ошибки, допускаемые при выполнении работы и их устранение
- 2.4. Композиционное и колористическое решение исполнения работ в технике батик Композиция
- Цветовое решение
- Глава III. Методические рекомендации по проведению занятий по батику для старших классов в общеобразовательных школах
- 3.1. Методические рекомендации по проведению занятий в технике «батик» в общеобразовательных школах.
- 3.2. Методические разработки занятий по художественной росписи ткани.
- 1. Роспись ткани в технике "холодный батик". (Урок рассчитан на 2 занятия).
- Заключение
- Список использованной литературы