Рецептура и технология приготовления резервирующего состава для холодного батика при наводке через шаблон:
Клей резиновый - 750 г.
Парафин - 422г.
Канифоль - 3 г.
Вазелин технический - 4 г.
Белила цинковые - 35 г.
Краска масляная - 20 г.
Спирт - 244 мл.
В подогретый резиновый клей вводят парафин, канифоль, технический вазелин, цинковые белила и при постоянном перемешивании добавляют спирт, затем варят на водяной бане в течении 6-8 часов. В конце варки для подцветки добавляют масляную или литографскую краску. Цинковые белила или масляную краску обезжиривают на простой бумаге до тех пор, пока на бумаге будут оставаться жирные ореолы. Резервирующий состав, используемый на вторые сутки после его приготовления, разводят спиртом необходимой для работы вязкости в зависимости от качества ткани.
Наведенному контуру дают хорошо просохнуть, работать в цвете можно начинать только после полного высыхания резерва, потому что краска может проникать через резервную линию и образовывать нежелательные пятна, смешиваясь с другим цветом. Так же нельзя расписанный резервом рисунок оставлять более чем на 24 часа, так как резерв может дать ореол, который не будет допускать краску до краев контура.
Расписывать можно при помощи кистей и тампонов. В основном работу рекомендуется выполнять кистями разных размеров и плотности (беличьи, колонковые). Тампоны в основном используются для покрытия больших плоскостей. Их можно изготовить самому из ваты и поролона. Для каждого цвета нужно иметь отдельный тампон.
Перед началом работы с красками необходимо запомнить, что при высыхании они становятся светлее, и, что бы добиться в работе их точного цвета, нужно сделать так называемые выкраски. На кусочке расписываемой вами ткани необходимо резервом нанести небольшие квадратики по количеству используемых цветов, и после высыхания резерва залить их краской, которую вы будите использовать в работе. После их высыхания у вас будет конченная палитра цветов, и это поможет ориентироваться в работе. При росписи последних кисти и тампоны следует подводить к самому краю контура (резерва). В тканях, на которых краска хорошо растекается, во время покрытий небольших площадей рисунка кисть или тампон следует ставить в центре площади и краска сама равномерно подтечет к краям резервированного контура.
Во время покрытия больших площадей могут образоваться ореолы и затекания, что бы этого избежать, нужно краску наносить одинаково насыщенным тампоном быстро и равномерно. Необходимо учитывать так же что краска на ткани довольно быстро высыхает. Большие площади заливаются краской слева на право и сверху вниз. Если в рисунке есть замкнутый периметр, например, кайма платка, работу нужно начинать с одного угла, желательно левого верхнего, и работать в обе стороны одновременно, если этого не сделать, то в работе будут ореолы и затекания. Так же нужно следить, что бы краска не проходила за пределы резерва. Если это случилось, то образовавшееся пятно надо обвести резервом (после высыхания этого участка), или же такие же пятна ввести на других участках, органично включая их в композицию рисунка.
Площадь рисунка на ткани необходимо перекрывать с первого раза, при повторном перекрытии могут образоваться участки с более темным цветом. Если по характеру рисунка нужно по цветовому пятну сделать несколько перекрытий цветом, то нужно дождаться высыхания краски, затем нанести резервную линию для повторного перекрытия, потом так же для третьего и т. д. Если есть неравномерные покрытия или затекания (в результате быстрого высыхания ткани, некачественных тампонов или кистей, медленной работы и т. д.), то эти участки следует залить краской повторно, но более темного цвета, или нанести резервом рисунок. Готовые расписанные изделия сушат на рамах в горизонтальном положении, что бы краски не подтекали к резервным контурам. После полного высыхания изделие снимают с рамы и запаривают, фиксируя краситель в волокнах. Время запаривания определяется видом ткани и классом красителя, используемого в изделии.
- Глава I. Исторический обзор
- Глава II. Технологический процесс создания работ в технике батик
- Глава III. Методические рекомендации по проведению занятий по батику для старших классов в общеобразовательных школах………………………………..39
- Введение
- Глава I. Исторический обзор
- 1.1. История возникновения и развития художественной росписи тканей
- 1.2 Основные виды художественной росписи ткани.
- Глава II. Технологический процесс создания работ в технике батик
- 2.1. Выбор темы и разработка идеи серии работ декоративных изделий
- 2.2. Материалы, инструменты, подготовительные и технические процессы.
- Подготовительные и технические процессы
- Уход за изделиями из натурального шелка с ручной росписью
- Техника безопасности, организация рабочего места
- Общие требования к технике безопасности
- Правила техники безопасности, касающиеся техники горячего батика
- 2.3. Технология изготовления разных видов батика
- Холодный батик
- Правила работы со стеклянной трубочкой
- Способ скрытого резерва
- Резервирующий состав
- Рецептура и технология приготовления резервирующего состава для холодного батика при наводке через шаблон:
- Дополнительные эффекты в росписи тканей
- Типичные ошибки, допускаемые при выполнении работы и их устранение
- 2.4. Композиционное и колористическое решение исполнения работ в технике батик Композиция
- Цветовое решение
- Глава III. Методические рекомендации по проведению занятий по батику для старших классов в общеобразовательных школах
- 3.1. Методические рекомендации по проведению занятий в технике «батик» в общеобразовательных школах.
- 3.2. Методические разработки занятий по художественной росписи ткани.
- 1. Роспись ткани в технике "холодный батик". (Урок рассчитан на 2 занятия).
- Заключение
- Список использованной литературы