2.4. Композиционное и колористическое решение исполнения работ в технике батик Композиция
Композиция - это ритмически организованное членение плоскости
произведения, когда все орнаментальные или изобразительные элементы
выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены
общему художественно-декоративному замыслу. Композиция - это основа
любого художественного произведения, от того, насколько она будет
проработана и осмысленна, будет зависеть общее впечатление от конечной работы. Хорошо построенная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Постепенно продумываются тоновое графическое и цветовое решение композиции. При разработке произведения
необходимо определить, какая часть работы будет нести основную линейную или цветовую нагрузку, используя разнообразные художественные и технические приемы работе можно придать различные настроения как линейными, так и колористическими средствами: весеннюю свежесть, бурное движение или спокойную уравновешенность.
В процессе создания работы необходимо следить за ее форматом, что бы не намельчить изображение или, наоборот, что бы оно не смотрелось слишком крупным.
В значительной степени характер композиции определяется ее ритмом
Ритм - это одно из средств создания произведения, которое способствует достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка.
С примерами ритма можно столкнуться, наблюдая природные явления: это чередование волн, круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, естественное распределение листьев на стеблях растений и многое другое
Грамотно использованный ритм - это умело и последовательно распределенные части композиции, можно увеличивать и уменьшать расстояние между ними, изменять плотность заполнения к краям или к середине изделия, в общем умело варьировать движения частей композиции в определенном, заранее продуманном ритме.
Ритмического построения композиции можно достичь различными приемами.
1. Раппортное повторение рисунка, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости работы на основе сеток различного типа. Это может быть сетка на основе квадратов, треугольников, ромбов и т. д.
2. Расположение элементов по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием часто встречается в старинных образцах народного искусства, где встречается необычайное богатство ритмических сочетаний орнаментальных полос. Так, например, в простейших композициях из полос часто создается зрительное впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим.
3. Симметричное построение рисунка, которое может быть зеркальным повторением рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Так же рисунок может строиться в диагональном направлении или иметь произвольный наклон. Часто ритмическую организацию рисунка понимают только как симметричное двух - или четырехкратное повторение, какого - либо мотива. Из всех возможных симметричных построений очень интересна обратная симметрия, когда орнаментальная
группа повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180 градусов изображении. Главным условием симметричного построения рисунка является то, что он должен логически развиваться в соответствии с задуманным решением.
4. Свободное распределение орнамента по всей плоскости композиции. В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия, уравновешены - они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол или одна сторона работы. Равновесие композиции в этом случае достигается благодаря цветовому решению.
По схеме построения и характеру трактовки рисунка решения композиции бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Они передают состояние покоя и уравновешенности. Сюда можно отнести линейные рисунки (полосы, клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Орнамент располагается в основном по прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия. Изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы и место их в композиционной схеме четко определено. В динамичных (подвижных) по решениям композициях элементы могут свободно распределяться на плоскости работы, так же они могут располагаться по диагональным осям. Здесь возможно смелое нарушение симметрии, в этих работах ярче выражено движение. Цветовое решение в динамических композициях так же может быть более ярким, необычным и своеобразным.
Постепенно композиция приобретает очертания будущей работы. Так же важно, что бы все элементы композиции были связанны чем-либо воедино - стилем живописи, монохромностью, размерами и т. д.
Создавая композицию, нужно помнить, что в искусстве нет жестких границ и неоспоримых правил композиции, которые нельзя нарушать. Не исключайте в своих работах импровизации, ведь они всегда дают толчок к чему-то новому и интересному.
- Глава I. Исторический обзор
- Глава II. Технологический процесс создания работ в технике батик
- Глава III. Методические рекомендации по проведению занятий по батику для старших классов в общеобразовательных школах………………………………..39
- Введение
- Глава I. Исторический обзор
- 1.1. История возникновения и развития художественной росписи тканей
- 1.2 Основные виды художественной росписи ткани.
- Глава II. Технологический процесс создания работ в технике батик
- 2.1. Выбор темы и разработка идеи серии работ декоративных изделий
- 2.2. Материалы, инструменты, подготовительные и технические процессы.
- Подготовительные и технические процессы
- Уход за изделиями из натурального шелка с ручной росписью
- Техника безопасности, организация рабочего места
- Общие требования к технике безопасности
- Правила техники безопасности, касающиеся техники горячего батика
- 2.3. Технология изготовления разных видов батика
- Холодный батик
- Правила работы со стеклянной трубочкой
- Способ скрытого резерва
- Резервирующий состав
- Рецептура и технология приготовления резервирующего состава для холодного батика при наводке через шаблон:
- Дополнительные эффекты в росписи тканей
- Типичные ошибки, допускаемые при выполнении работы и их устранение
- 2.4. Композиционное и колористическое решение исполнения работ в технике батик Композиция
- Цветовое решение
- Глава III. Методические рекомендации по проведению занятий по батику для старших классов в общеобразовательных школах
- 3.1. Методические рекомендации по проведению занятий в технике «батик» в общеобразовательных школах.
- 3.2. Методические разработки занятий по художественной росписи ткани.
- 1. Роспись ткани в технике "холодный батик". (Урок рассчитан на 2 занятия).
- Заключение
- Список использованной литературы