logo search
3 БЛОК

2. Игровая программа и принципы ее построения

Конкурсно игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.

Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть

варианты.

Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально - ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р», надо г.

Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Например, «Двойные фамилии»: ведущий называет первую часть фамилии, а зрители – вторую: Соловьев… (Седой), Мамин… (Сибиряк), Гарин… (Михайловский)…, а последним называется Минин … – обычно весь зал говорит «Пожарский», но это не двойная фамилия! Рифмы предполагают ответ «да» или «нет». Например: Что на елочке висит? Сладкие конфеты? (Да.) Старые штиблеты? (Нет.) И т.д.

Что нужно для того, чтобы составить конкурсно - игровую программу?

1. Определите тему программы (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов в программе.

2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:

– зарабатывание максимального количества очков, например условных денег в экономической игре;

– путешествие с приключениями;

– формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной

группы, экипажа для полета в космос и т.д.);

– ведение следствия или раскрытие тайны;

– спасение попавших в беду и др.

3. Решите, кто будет участником вашей игры:

– команды;

– отдельные игроки;

– команды, но на каждом этапе действует не полный ее состав, а только один- два игрока.

Принципы отбора игроков (участников конкурса) могут быть различными, главное здесь – мотивировка и логика. Например, отбор из двух игроков можно провести с помощью «манка», психологической ловушки, выполняющей функцию справедливого отбора.

Пара получает задание: «Назовите родственников кепки». Игроки называют, ведущий повторяет. После того как все варианты головных уборов будут исчерпаны, ведущий считает результаты по принципу аукциона и объявляет победителем того, кто назвал слово последним. Проигравший уходит, а к победителю присоединяется другой соперник (один игрок может

4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы: – игра в зале;– игра с передвижением по «станциям»;– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.

5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:

– жюри

– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий

– победителя определит случай

– другое.

6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.

Например: набираются артисты в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший лапописец» («Пишет как курица лапой»). К ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево – по стеклу, чтобы зрители могли прочитать написанное. Конкурс можно усложнить и растянуть во времени. При этом следует помнить, что время выполнения конкурса (логически обоснованное) должно быть примерно 40 секунд – 1 минута. Если отводится меньше этого времени, то конкурс смотрится «куцым», а если больше – то затянутым.

Пример усложнения конкурса: участники программы «Солдаты», посвященной Дню 23 февраля, идут по кругу и пришивают пуговицы друг у друга на спине.

Виды конкурсов:– речевые,– музыкальные,– сочинительские,– актерского мастерства,– пантомимические,– изобразительного искусства,– танцевальные,– подвижно-спортивные,– прикладные (с предметом),– на смекалку,– на внимание.

7. Определите, кто и как будет вести игру.

Существуют следующие способы ведения игровой программы:

– «от себя» – «Я – ведущий»;

– «от кого-либо» – ролевая персонификация ведущего.

Например, в качестве ведущего может выступить:

попугай Кеша с табличкой «Ищу хозяина»;

Существуют основные требования к ведущему:1) эстетика внешнего вида;2) культура речи и эмоциональность;3) доброжелательное отношение к аудитории;4) добросовестная подготовка, профессионализм.

8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь!»

При подготовке и проведении конкурсно - игровой программы необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов.

Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос. Нельзя ставить участников в не ловкое положение.

После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.

Задание должно быть безопасным.

9. Составьте список необходимого реквизита.

10. Определите, как и чем будут награждены победители игры и поощрены ее участники.

11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например «музыкальные паузы», и подберите необходимый для них аудиоматериал.

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. ч го их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.

Итак сделаем следующие выводы:

1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

2. Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.

3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.

4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.

5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.

6. Сюжетная композиция - это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет - это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи.

7. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. В первом случае - сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Во втором - сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.

8. В оформление игровой программы входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление.