logo search
Konspekt_lektsy_po_kulturologii

Тема 1. Культурология, круг ее проблем и роль в обществе

С момента рождения человека окружает особый мир – мир культуры. Многозначность понятия «культура», многолинейность и разнонаправленность культурно-исторических событий, изменение социокультурных реалий вызывают необходимость появления научных дисциплин, исследующих культуру во всех ее проявлениях.

Различные сферы и виды культуры, многообразные феномены культурной жизни стали предметом изучения гуманитарного знания. Результаты научных исследований, накопленные историей, археологией, религиоведением, этнографией и др. науками требовали своего обобщения и методологического обоснования. Первоначально изучение культуры с позиций ее системности и целостности осуществлялось философией культуры, в которой последняя рассматривается как универсальное социальное явление, феномен общественной жизни.

В ХХ веке актуализируется и бурно развивается новая дисциплина – культурология. Термин введен в научный обиход американским культурологом Л.Уайтом. Культурология – это интегративная наука, общая теория культуры, изучающая культуру как целостность в единстве законов функционирования и развития. Если философия культуры – это обозначение подходов к выявлению сущности культуры, условий и форм ее проявления, то культурология выявляет законы и механизмы функционирования конкретных форм и сторон культуры в единстве объяснения и понимания.

Культурология, как наука, находящаяся в стадии становления и концептуализации включает в себя:

  1. теорию культуры;

  2. социологию культуры;

  3. социальную и культурную антропологию;

  4. историю культуры.

Предмет культурологии – культура как системное образование, рассматриваемое в единстве ее структурности, функций и законов развития. Метод культурологии есть единство объяснения (т.к. культура – это система смыслов, со своей сущностью и логикой, которые постигаются путем рационального обоснования) и понимания (т.е. обретения интуитивно-смысловой причастности субъекта к изучаемой культуре). Этот метод позволяет проникать в жизненное пространство различных культур, и, как следствие, - выявлять диалогичность в трактовке соотношения культур.

Задачи культурологии как науки, находящейся в стадии концептуализации:

  1. Выявление закономерностей социокультурной динамики;

  2. Создание непротиворечивой модели культуры как системы взаимосвязанных форм;

  3. Анализ взаимодействия общества, социальных групп и индивидов в пространстве культуры.

  4. Исследование социализации личности, источников культурной динамики, проблем культуротворчества.

Специфика культурологии обусловлена сложностью, противоречивостью культуры как объекта познания.

Особенности культуры как объекта познания:

  1. многообразие форм культурной жизни, полифоничность культуры как метасистемы;

  2. включенность человека как субъекта познания в поле культуры;

  3. диалогичность культуры;

  4. открытый, творческий характер культуры.

Культура – предельно широкая категория, основное понятие культурологии, обозначающее феномен общественной жизни, фундаментальную форму человеческой жизнедеятельности. Культура неразрывно связана с существованием человека и социума, это особый мир, противоположный миру природы. Поэтому культуру называют «второй природой». Человек предстает как продукт определенной культуры и одновременно как ее творец. Сложность, противоречивость, разнообразие культурных феноменов обусловливает наличие различных подходов в исследовании и осмыслении культуры.

Одним из таких подходов стал деятельностный, на основе которого созданы разнообразные модели культуры как целостной системы. В нем культура рассматривается как процесс и результат творческой деятельности человека. В то же время это процесс самосознания общества и индивида, специфический способ жизнедеятельности. Деятельностный подход к сущности культуры может быть основанием изучения локальных культур, культурно-исторических типов, соотношение культуры и цивилизации.

Аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура предстает как совокупность ценностей, созданных человечеством, включая способы их появления. Цель культуры – сохранение вида «Homo sapiens», поэтому и главной ценностью является человек. Аксиологический подход к проблемам культуры обусловлен как противоположностью культуры природе, так и наличием «антикультурных» феноменов.

Символический подход исходит из тезиса, что культура вырабатывает, хранит и передает свои смыслы в форме символов (например, языка, средств искусства). Она в символической форме «кодирует», зашифровывает основные навыки жизнедеятельности, поведения, общения, результаты социокультурного развития.

Нормативно-регулятивный подход исследует сущность культуры как совокупности устоявшихся правил и ориентаций, норм и стереотипов поведения и действий, посредством которых транслируется культурная информация и регулируются отношения в пространстве культуры.

Гуманистический подход – рассматривает культуру как сферу и способ самореализации личности. Цель и смысл культуры – самосознание человека как субъекта культурно-исторического процесса, максимальное развитие его творческих сил и способностей.

В культурологии сложились и иные подходы к интерпретации культуры. К ним можно отнести: семиотический, культуроантропологический, социологический, литературоведческий и другие. (Ряд этих концептов будет рассмотрен в других темах).

В начале третьего тысячелетия кризис техногенной цивилизации, смена духовных ориентаций, тенденция глобализации, взаимопроникновение культур Запада и Востока чрезвычайно обостряют и актуализируют проблемы исследования и изучения как общечеловеческого культурно-исторического процесса, так и анализа конкретных особенностей каждого этапа этого единого процесса и дифференцированных форм его реализации. Среди комплекса современных проблем культурологии можно выделить наиболее значимые:

  1. Проблема методологических оснований изучения феномена культуры.

  2. Взаимосвязь и различия культур таких регионов как Восток и Запад в условиях глобализации.

  3. Проблема форумности, т.е. равноценности культур и их периодизации.

  4. Соотношение и духовно-ценностные ориентации элитарной и массовой культуры.

  5. Вопрос об особенностях «субкультур» в современных условиях и другие.

В пределах данного методического пособия не представляется возможным представить все многообразие и все аспекты такого глобального и многостороннего явления как культура, поэтому выделенные основные подходы и тенденции в ее изучении могут быть расширены, углублены и дополнены студентами самостоятельно.