Каминский Александр. “монтаж: язык склейки” (статья опубликована в журнале “625”, №№ 3, 9, 10/2001г. )
Итак, основным способом изложения экранного произведения был и остается монтаж. А значит все остальные элементы должны быть подчинены монтажному решению вещи, которое, в свою очередь, есть способ воплощения авторского замысла на экране. Значит ли это, что монтажный метод мышления и рассказа присущ только кинематографу? И да, и нет.
Наше зрение не признает панорам. Взгляд перемещается с объекта на объект или переводит фокус резким скачком. Раскадровка только воспроизводит этот принцип. И расширяет его, позволяя перебрасывать взгляд без ограничения в пространстве и времени – визуализируя процесс осмысления увиденного.
Действительно, для того, чтобы понять что-то, мы сначала обращаем внимание на общий абрис, затем мысленно разъединяем объект (или идею) на составляющие и наконец, поняв частное, снова собираем объект, но уже не как некий визуальный образ, а скорее как понятие уже личностного плана, где на сам объект наложено наше чувственно-эмоциональное отношение к нему.
Т.е. монтаж воспроизводит известную формулу “восприятие – анализ – синтез”. Единственное отличие от обычного мышления лишь в том, что воспринимает и анализирует реальный объект съемки режиссер, а зритель должен сам синтезировать представленные ему части в законченный образ.
Но чтобы этот синтез был осуществим , зритель должен получить определенное количество информации об объекте съемки. Более того, чтобы создающийся зрителем образ был воспринят так, как задумано автором, в том числе и на чувственно-эмоциональном уровне, эта информация должна быть тщательно отобрана и подана в определенной последовательности. Т.е. основной задачей монтажа является не сборка, а отбор и сочетание элементов, осуществляемые по законам композиции для решения определенной художественной задачи. Вот из этого и вытекают все принципы и приемы монтажного языка, разработка которого началась в начале ХХ в., а закончится, скорее всего, не раньше, чем умрет само экранное искусство.
Попробуем разобраться с основными, пока самыми простыми лексическими, грамматическими и другими правилами, которые существуют в монтаже, как и в любом другом языке. Правила эти однозначно работают и на большом, и на малом экранах, их использование совершенно не зависит от формы и жанра – от большого кино до информационного сюжета они едины. Так же, как не зависит от жанра орфография, а ее нарушения могут использоваться только для передачи каких-то особых признаков персонажа при передачи его прямой речи. Все иные варианты считаются банальной безграмотностью как в большой литературе, так и в заметке для районной газеты. Аналогия здесь прямая.
(...) Что такое кадр? В отличии от картины или фотографии, ни один кино- или видеокадр не является самоценным. С точки зрения даже домонтажного кинематографа, он – только элемент, единица монтажа. С развитием монтажного принципа, особенно после открытия эффекта Кулешова, возникает уже иная практика, иное отношение к кадру. Именно это вылилось в эйзенштейновскую формулировку кадра как иероглифа, значение которого расшифровывается в зависимости от соотношения с другими кадрами, а затем и звуком. Композиция и содержание каждого отдельного кадра на экране имеет значение и смысл только тогда, когда определенным образом соотносится с композициями и содержанием других кадров монтажной фразы, эпизода и всей вещи.
Более того, обычно кадр, полностью законченный по композиции и смысловому значению с точки зрения живописи и фотографии, в монтажном ряду выглядит заплатой, чужеродным телом. Он мгновенно останавливает развитие монтажного потока, т.е. развитие действия и мысли на экране и прерывает эмоцию зрителя. В зрительском восприятии это часто выливается в чувство, очень схожее с тем, которое возникает при обрыве пленки в проекторе во время киносеанса – недоумения и досады. После него втянуть снова зрителя в экранное действо так же непросто, как после титра “Конец фильма”.
- Гансон Андрей “Монтаж как ремесло” м. Журн. “625” Опубиковано в Интернете: www.Avdata.Ru
- Монтаж по крупности
- Монтаж по географии
- Монтаж по центру внимания
- Монтаж по массе движения
- Гойдин Роман “нужен ли монтаж?” ( источник: www.Pinnacle.Ru)
- 1. Кодировка изображения
- Горюнова н.Л. Художественно-выразительные средства экрана (Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещагия. Москва, 2000)
- (...) Временные отношения
- (...) Динамическая связь кадров
- 1. Формально-описательный монтаж. Самая распространенная форма монтажа, которая позволяет изложить тему связно, последовательно и внутри одного эпизода, и между отдельными монтажными фразами.
- Монтажные переходы
- Ритмические закономерности монтажных построений
- Демин Виктор “Документальное кино вчера сегодня завтра…” по материалам международных симпозиумов в Юрмале 1977-1989г.Г.
- Монтаж. Информативность
- Монтаж. Перебивка. Деталь
- Монтаж. Связь эпизодов
- Изволов Николай “Что такое кадр?” Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Каминский Александр “орфография монтажа”. Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Приемы монтажа-1
- Монтажный язык
- Приемы монтажа -2
- Приемы монтажа -3
- Монтажный принцип
- Приемы монтажных переходов
- Каминский Александр. “монтаж: язык склейки” (статья опубликована в журнале “625”, №№ 3, 9, 10/2001г. )
- Князев а. “основы тележурналистики и телерепортажа”. Учебное пособие. Бишкек. Крсу.2001г.
- Панорамы и "наезды-отъезды"
- Кузнецов г.В. “журналистские профессии на телевидении”. Изд. Московского Университета “Высшая школа”, м. 2002г
- Лотман Юрий “Семиотика кино и проблемы киноэстетики.”. Изд. “Ээсти Рааьат”, г. Таллин, 1973 г.
- (...) Кадр - символ
- Монтаж изображения музыки и ткста
- Три логики и детали
- Диалектическая логика
- От детали к аттракциону деталей
- Аттракционные детали эйзенштейна
- От детали характера к детали-системе характера
- Герой хроники
- Хроника
- Печенкин Павел. "время в документальном кино". Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- 3. Экранное время - это время трансляции нелинейного времени в линейное. Время, определенное продолжительностью фильма.
- Пудовкин Всеволод. “Время крупным планом” Опубиковано в Интернете: www.Tokman.Ru
- Романовский Игорь “Без права на дубль” м. Искусство, 1986г.
- Ромм Михаил “Возвращаясь к монтажу” cб.Статей , опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- Ромм Михаил “Уроки последних фильмов”, cб.Статей, опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- 2 Марта 1967 г.
- 22 Сентября 1971 г.
- Соколов Алексей “монтаж”. Изд. "625" м.2000 г.Г
- Виды монтажа
- Тарковский Андрей. Сборник “Мир и фильмы Андрея Тарковского”, м., Искусство, 1991.
- Тарковский, Андрей: “о сценарии”, учебное пособие, изд. М.Вгик,1993 г.
- Эйзенштейн Сергей (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- 1. Монтаж метрический.
- Монтаж тональный.
- Монтаж обертонный.
- Интеллектуальный монтаж.
- Вертикальный монтаж
- 1. Монтаж метрический.
- 2.Монтаж ритмический.
- 3. Монтаж тональный.
- 4. Монтаж обертонный.
- Эйзенштейн Сергей. “ Монтаж”. Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. Произв. В 6 тт) "Искусство", м., 1968
- Эйзенштейн Сергей “монтаж аттракционов”. (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- Глава 6
- (...) Кинохроника