logo search
zhivopis_figuri

Краткосрочные этюды в различной технике

Наряду с длительными по времени заданиями, которые составляют основу обучения живописи, студентам приходится выполнять и краткосрочные этюды. Этюд, решенный в короткий срок (2—3 часа), помогает подметить в натуре и передать на холсте основные тональные и цветовые акценты, а это в свою очередь очень важно сохранить и в работе над длительным за­данием, так как на холсте большого размера гораздо труднее передать взаи­мосвязь живописных отношений, отличающих данную постановку.

Кроме своей вспомогательной роли в решении ряда учебных задач, краткосрочные этюды занимают особое место в овладении техникой жи­вописи. Работа над этюдами обогащает изобразительные средства худож­ника. Кратковременный этюд требует определенной лаконичности в переда­че натуры, обобщенной трактовки формы, так как должен показать самое существенное б изображенном человеке. Работа над такими этюдами, про­водимая студентами самостоятельно в самых различных условиях (особенно при сборе материала для композиции), развивает наблюдательность, остро­ту глаза, способность чутко воспринимать цветовые отношения в натуре.

Будь то длительная работа или краткосрочный этюд, студенту необхо­димо направлять свое внимание на объёмно-пространственное восприятие натуры. Нужно избегать плоского изображения (например, при изображении натуры в профиль), которое нельзя оправдать условиями освещения. Краткосрочный этюд, выполненный средствами живописи, должен сохранить ту убедительность цветовых отношений, которая имеется в натуре.

Рассматривая в музеях этюды выдающихся мастеров, мы часто восхи­щаемся той легкостью и свободой в живописи, которая присуща тому или иному художнику. Но это далось мастеру только большой практикой в жи­вописи, благодаря которой приобретаются навыки свободной передачи ха­рактера живой формы. Не впадая в манерность и подражание, студенту, овладевающему живописью, также нужно стремиться к уверенности и вы­разительности мазка, так как чрезмерно кропотливое, вымученное письмо делает этюд сухим, безжизненным. Никак нельзя рассматривать быстрые этюды как отдых между длительными постановками. Это ведет к рыхлости рисунка, к приблизительности в передаче тональных и цветовых отношений.

Работая над длительной постановкой, студенты имеют возможность вести работу последовательно, делая подготовительный рисунок, подмале­вок, выявляя форму и, наконец, обобщая некоторые детали. В кратковре­менном же этюде нет возможности разграничить все эти задачи, а прихо­дится сразу, одновременно с рисунком, обобщенно лепить форму тоном и цветом. Краткосрочные этюды фигуры помогают овладению определенны­ми техническими навыками в живописи.

Наибольшее значение приобретают различные этюды фигуры в период сбора натурного материала к дипломной работе в области живописи. К это­му времени студент уже должен свободно владеть кистью в быстрой пере­даче на картоне или на холсте нужного персонажа в короткий срок. Достичь этого можно лишь постоянной практикой.

Надо больше делать краткосрочных этюдов в период летней практики на природе, на производстве и, наконец, в домашних условиях, изображая людей различных возрастов, с различными характерными особенностями.

В стенах института, в частности, рисунок и живопись детской фигуры специально не изучается, поэтому нельзя упускать возможность практи­коваться самостоятельно в работе над этюдами, например, школьников.

В изображении детей нужно избегать надуманности, слащавости, умиле­ния. Надо стремиться к передаче в этюде жизненности и простоты. Очень интересными и нужными для композиционных работ могут быть этюды, изображающие школьников, занятых определенным трудом и во время от­дыха.

В процессе обучения большинство учебных постановок и домашних за­даний выполняются масляными красками. Кроме выполнения длительных по времени заданий, студенты пишут эскизы длительных постановок, а так­же кроткосрочные этюды маслом как упражнения в обобщенном решении характерных особенностей натуры.

Практические навыки, полученные в кратковременном этюде, безуслов­но, обогащают и процесс живописи в длительной постановке.

Наряду с кратковременными работами маслом студентам в период обу­чения на старших курсах необходимо выполнять как в стенах института, так и в домашних условиях этюды головы и фигуры акварелью, гуашью и темперой.

Учителю рисования нужно хорошо владеть этими материалами уже по­тому, что акварель и гуашь широко используются в школьной практике. Навыки, приобретенные при работе над этюдами фигуры в этих материалах, необходимы, конечно, и для творческой работы будущего художника-педа­гога.

Для работы акварелью делают сначала на бумаге легкий линейный ри­сунок всей фигуры натурщика. Затем наносят акварелью прокладки боль­ших поверхностей как предварительную цветовую подготовку для после­дующих покрытий. За одно покрытие в акварельном этюде трудно достичь необходимой силы тона. Но нужно стараться сокращать число покрытий. В противном случае акварель теряет прозрачность, появляются грязные места. Этюд фигуры лучше начинать с мест, имеющих активные и легко определимые цветовые пятна, от которых зависят основные живописные отношения. В акварели приходится вести этюд от светлого к темному. Пер­вым слоем покрывают большие поверхности формы. Последующие проклад­ки определяют полутона, рефлексы и, наконец, наиболее сильные теневые участки.

Таким путем постепенно достигают в этюде передачу формы головы или всей фигуры. Разумеется, в портретном этюде более детально нужно на­писать голову, руки.

Одежда может быть выполнена свободнее, с передачей лишь основных крупных складок. Если натурщица одета в костюм с узорами, то вначале нужно сделать общую заливку более светлым тоном, а после того, как он подсохнет, нанести узор, подчиняя его форме складок.

Кроме работ с подготовительным рисунком, нужно делать и кратко­временные этюды с натуры кистью, без помощи карандаша. Наметив кистью лишь самые основные формы, обобщенно решают освещенные и затемненные участки фигуры. Хорошо делать, например, акварельные наброски фигуры, расположенной в интерьере против света, когда обобщенно читается силуэт. Такой этюд можно решить крупными заливками теневой части фигуры. В акварельных этюдах часто работают «по влажному», когда на непросох­шую первую прокладку цветом наносят мазки. Однако такая техника хороша не везде. Если этот способ уместно применить, например, в передаче легких складок на одежде натурщика или в предметах интерьера, находящихся в тени, то в изображении головы или рук он не пригоден, так как здесь нуж­но добиться четкого выявления формы.

В акварельных работах корпусно лучше писать освещенные места фи­гуры, а более лессировочно, сочнее передавать теневые участки. Это будет способствовать убедительности изображения живой формы, ввиду того, что в натуре в освещенных частях отношения всегда контрастнее и четче, чем в тени.

Небольшие акварельные этюды фигуры необходимо выполнять колон­ковой кистью, отличающейся по сравнению с другими упругостью. Это поз­волит разнообразно вести технику письма, сочетая корпусные мазки с водя­нистыми покрытиями.