logo search
экзамен 9 кл

Религиозное творчество м.В.Нестерова.

Художником, который впервые заглянул в самую глубину народной души, понял и полюбил, уходивших в монастырь девушек, скрывавшихся в скитах старцев, бродившую в поисках истинной веры Русь, стал М.В.Нестеров.

Как самобытный и зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 – 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». В этих работах привлекает глубокая человечность, удивительная слитность образа, настроения человека и природы. Неброский русский пейзаж в картинах Нестерова исполнен одухотворенности, трепетной грусти; величавая красота природы предполагает высокие духовные стремления в людях.

В 1897 г. художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. Таинство религиозного обряда пострига – это тяжелейшая ступень в жизни человека, это не только окончательный отказ от всего мирского, это полное отречение от прежней жизни. Ранним весенним утром вдоль деревянного забора старообрядческого скита медленно движется печальное шествие. Черные и синие одежды стариц, давно живущих вдали от мира, перекликаются с белыми платками девушек. Вскоре одна из них сменит белый платок на сине-черную одежду и навсегда уйдет от мира. Длинные тонкие свечи, горящие в руках девушек неярким пламенем, похожи на стройные стволы белых трепетных тянущихся вверх берез. Это раннее утро, печальное шествие подчеркивают и одновременно смягчают трагедию происходящего, что делает картину особенно проникновенной.

Религиозные искания Нестерова совпали с тяжелейшими социальными потрясениями, которые выпали на долю России в начале ХХ века.

  1. Прослушайте отрывок и определите автора и произведение.