logo search
Konspekt_lektsy_po_kulturologii

Тема 20 . Культура Ренессанса

Сам термин “возрождение” (по-французски “ренессанс”, по-итальянски “ринашименто”) впервые встречается у итальянского архитектора , живописца и историка искусств Дж.Вазари (XVI в.) и с тех пор является общепринятым для обозначения исторической эпохи, обусловленной ранней стадией развития буржуазных отношений в Европе. Основанием для такой характеристики этого периода явился возврат к идеалам и принципам античной культуры. Главной темой литературы, искусства, философии становится человек, а сама эпоха может рассматриваться как переход от средневековой культуры к эпохе Просвещения. Именно в это время достигает своего пика кризис теоцентризма как мировоззренческой парадигмы, а изменение социально-экономических отношений, положения личности, борьба городов за свободу и самостоятельность порождают и новые способы, формы осознания мира и изменившегося места человека в нём. И хотя новые духовно-культурные универсалии постепенно выкристаллизовывались в рамках христианского миропонимания, где ещё невозможен отказ от идеи Бога вообще, сам характер понимания и объяснения мироздания, возможностей и способностей человека намного ближе к античной традиции, чем к средневековой. Культура эпохи Возрождения уже выходит за пределы традиционализма, закладывая основания не только новой мировоззренческой парадигмы, но и способ её функционирования. Традиционализм, восходящий к античности, дополняется рационализмом, зачатки которого возникают именно в эпоху Ренессанса.

Новые духовно-культурные универсалии формируются первоначально как тенденции осознания изменившихся условий наличного бытия в повороте от теоцентризма к гуманизму. Интерес к античному наследию, первоначально проявившийся в стремлении очистить труды греко-римских мыслителей от напластаваний схоластики, в искусстве и художественной культуре, нашел свое выражение в новом идеале прекрасного, гармоничного человека, что привело к секуляризации искусства, возникновению теоретического искусствоведения. Возродилась античная теория мимезиса (подражание жизни), суть которой образно выразил один из лучших представителей творческого гения эпохи Леонардо да Винчи: “кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину”.

Эпоха Возрождения для наиболее развитых стран Европы – это период зарождения машинного производства, складывания капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, возвышения буржуазии в борьбе и противостоянии с феодальной структурой общества, эпоха глубоких социальных конфликтов, вылившихся в крестьянскую войну в Германии, религиозные войны во Франции и революцию в Нидерландах, движение Реформации и католической Контр-реформации в Европе. Весь дух эпохи был буквально пронизан глубочайшими социально-политическими и идеологическими конфликтами, и в тоже время – достижениями в естествознании, великими географическими открытиями, созданием Н.Коперником новой космологии (которой позднее предстоит стать одной из основ новой мировоззренческой парадигмы).

Хронологические рамки эпохи Возрождения в различных регионах континента не совпадают, но в культурологии общепринят подход, в соответствии с которым её начало лежит в особенностях культуры Италии со второй половины XIII-XIV в.в. до середины XVI века. Итальянское Возрождение подразделяется на несколько этапов: сер.XIII-XIV в.в – Проторенессанс ( предвозрождение) и треченто; XV век – раннее Возрождение (кватроченто) ; конец XV – первая половина XVI в. Высокий Ренессанс (чинквеченто). Возрождение как целая эпоха в культуре, характеризуемая своими собственными специфическими особенностями, относится не только к итальянской, французской, испанской, но и к общеевропейской культуре в целом. Выделяют также белорусское Возрождение, эпоху русского Ренессанса.

Доминирующими особенностями культуры Ренессанса явились:

  1. становление экспериментальных методов в естествознании, медицине, рост объема знаний, что привело к зарождению рационализма;

  2. поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Центральной фигурой культуры во всех ей проявлениях становится не мир небесный, не Бог, а человек, который понимается как творение Божие, и как неотъемлемая часть природы, что привело к усилению интереса в познании и объяснении человека в его земном предназначении, так и к изменению взглядов на природу Бога. Место теоцентризма в его ортодоксальном христианско-богословском варианте постепенно занимает пантеизм – картина мира, в которой явно просматривается тенденция отождествления Бога и природы, обожествление природы и человека. Человек при этом оказывается центральным звеном цепи космического бытия, именно в нём максимально проявляется творческая энергия и мощь, созидательный потенциал, ответственность за самого себя и мир как таковой. Этим обусловлен интерес к проблеме человека не только в философии, науке, но и в искусстве – человек становится центральной темой художественной культуры, а его возвышенные интеллектуальные, духовные и физические качества – основными её сюжетами. Героический идеал гармоничного сплава духовного и природного – это эстетический принцип, лежащий в основе системы ценностей культуры Возрождения. Ярким примером здесь предстаёт скульптура Давида, созданная Микеланджело Буаноротти, которая стала своеобразным художественным символом менталитета эпохи.

  3. Гуманизм (от лат. Humanus –человеческий, человечный, образованный) - это и характерная черта культуры Ренессанса, и направление светской и философской мысли данной эпохи. Вместо средневекового идеала аскетизма и идеологемы грехопадения – откровения-искупления, менталитет Возрождения пронизан идеей права человека на реализацию самого и своих возможностей в земной жизни, что в свою очередь порождает принцип свободы личности и мечту о справедливом государственном устройстве (Т.Мор “Утопия”, Т.Кампанелла “Город солнца”, Н.Макиавелли “Государь”). В тенденции ренессансного гуманизма можно усмотреть зарождение новой идеологемы, которая будет преобладать в западноевропейской культуре позже в эпоху Просвещения и Нового времени – идею равенства, свободы и счастья всех людей.

Гуманизм в литературе - Данте Алигьери “Божественная комедия”, Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” (в данной работе ярко прослеживаются народные, связанные со “смеховой” культурой истоки гуманизма), Сервантес ”Дон Кихот Ламанчский”, творчество Шекспира.

В философии Эразма Роттердамского, его диспутах с Мартином Лютером о свободе воли, в “Похвале глупости” как гимне разумности, просвещенному человеку, отразились основные идеи гуманизма. Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» сформулировал ценности гуманизма. М.Монтень в своих «Опытах», не только отвергает христианское понимание человека как венца божественного творения, но и антропоцентризм своих современников – человек должен осознать себя частицей величественной, вечной и постоянной изменчивости природы. Свобода же его – в признании природного закона, в жизни и деятельности сообразно ему. Остроумие, скептицизм и вольнодумие, парадоксальность и афористичность высказываний поставили “Опыты” Монтеня в ряд лучших философских произведений эпохи позднего Ренессанса.

В науке гуманизм проявляется и как усиление интереса к природе человека (исследования в области медицины) и его социальному положению, правам и свободам. Появление искусствоведения, трактатов и работ по теории искусств привело к созданию принципа “золотого сечения” Пачали.

Человек как центральная фигура культурологемы Возрождения взят в героическом масштабе, в нем подчеркивается всё возвышенное, лучшее, благородное. Эстетический идеал – человек прекрасный, в момент высшего напряжения духовных сил.

Северное Возрождение, хронологически начинается позже (с 16 века), проходит совместно с религиозным движением - Реформацией. Результатами реформационных преобразований явились социокультурные изменения во всех сферах жизни, завершение эпохи Ренессанса, формирование нового направления христианства – протестантизма.

Кризис католицизма и папской власти, недовольство церковью, её богатством, роскошью, наживой на индульгенциях породили потребность в упрощении обрядности, догматики, культовых действий, что привело к возникновению новых религиозных объединений и протестантских общин. Формирование протестантизма, начало которому положил Мартин Лютер, связано с именами Т.Мюнцера, У.Цвингли, Жана Кальвина. При всех различиях конфессий, протестантизм имеет общие черты: 1) отрицание власти римского папы и монашества; 2) единственным авторитетом веры признавались Священное писание; 3) признание права верующих читать и истолковывать Библию; 4) спасение человек получает не от церкви, а только как божественную благодать. Важнейший догмат - учение об оправдании личной верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Все члены общины могут участвовать в её религиозной жизни – это учение о всеобщем священстве. Из всех таинств здесь признаются только причастие и крещение.

Протестантизм – условное название, объединяющее ряд религиозных направлений, таких как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методизм, баптизм и др. Возникновение протестантизма оказало влияние на социокультурные процессы Северной Европы, стимулировало появление новых культурных норм и развитие художественной культуры. Искусство, изгнанное из храмов, во всё большей мере приобретает светский, нерелигиозный характер (в живописи появляется пейзаж, бытовые сцены и т.д.) Формируется новый, основанный на протестантском вероучении, морально-этический кодекс, который М.Вебер назвал “духовным оправданием капитализма в Европе”. Дух реформационных изменений выплеснулся и за пределы самой европейской территории, стимулировал освоение американского континента (первые переселенцы, как правило, были протестантами). Расширение воздействия возрожденческих инноваций привело к изменениям культурной жизни славянских народов.

Черты Возрождения в литературе, искусстве, философской мысли в Беларуси воплотились в религиозной форме и были тесно связаны с Реформацией. В 16-17 веках города становятся центрами ремесла и торговли, формируется этническое самосознание и лингвистическая общность. К этому периоду относится возникновение и расцвет книгоиздания, оригинальное летописание, белорусский становится государственным и литературным языком. Возникновение разных школ и развитие системы образования способствовали проникновению идей гуманизма в культуру, в том числе и в педагогику. Возникает религиозный скептицизм (Ф.Скарина, С.Будны, Л.Зизаний), основанный на идее субъективизма веры, пересмотра ортодоксальных религиозно-философских понятий, самостоятельной интерпретации библейских текстов, знаменовавший поворот к гуманизму и всестороннему изучению человека.

В 15-16 в.в. в искусстве Беларуси воплотились как черты средневековой, так и ренессансной художественной культуры. Наряду с храмовой архитектурой развивается городская (госпитали, ратуши и т.д.), архитектура. В скульптуре выявляются формы человеческого тела, пластика становится объемной. В живописи на смену иконе приходит портрет, доминирует насыщенность цвета и рисунок, используется растительный орнамент. Наиболее полно черты Возрождения проявились в гравюре, развитие которой связано с деятельностью Ф.Скарины (иллюстрации к его книгам). Появляются нотные издания.

Брестская уния 1596 г. явилась, значимым фактом не только религиозной, но и культурной жизни белорусов. Уния как объединение католической и православной церквей на территории Речи Посполитой была объявлена на церковном Соборе в Бресте. По её условиям православная церковь на этой территории признавала главенство Римской курии и основные догматы католицизма, но богослужение происходило на церковнославянском языке.

Часть населения во главе с крупнейшими феодалами, духовенством выступили против Унии, расширение которой вызвало протест и борьбу за сохранение национальной культуры, языка, традиций и обычаев. Особую роль в ней сыграли православные братства и “братские школы”. В результате была легализована деятельность Русской православной церкви (1633г.) Ученики и учителя “братских школ” стали выдающимися деятелями эпохи Возрождения в Беларуси.