logo search
3 БЛОК

9. Кураторство как явление современной культурно-художественной практики.

Кура́тор (от лат. curator) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

В современном мире слово куратор используется во многих областях деятельности: говорят о кураторе академической группы (он же тьютор), курирующем враче, кураторе того или иного направления в деятельности банка, биржевой и инвестиционной деятельности, предприятия, политической организации и т. п. В Советском Союзе кураторами называли сотрудников КГБ, прикрепленными и наблюдающимим за предприятиями, институтами, культурными и прочими заведениями[источник не указан 189 дней.

Однако наибольшее значение фигура куратора приобрела в области современного искусства.

Куратор не просто технически организовывает выставки, работу музея или иные арт-проекты, но и является со-автором, так как именно он определяет актуальность той или иной темы, активно сотрудничает с авторами, помогая им воплощать их идеи и проекты, — настолько, что, как отмечает Макс Фрай, «по большому счету, кураторская деятельность — это такая принципиально иная форма авторства в искусстве»[2]. Сфера деятельности куратора зависит от масштабности проекта. Часто в больших международных проектах создается группа кураторов, между которыми распределяются обязанности. В современном искусстве куратор чаще всего выступает как организатор художественного процесса в рамках конкретного проекта. Куратор создает общую концепцию проекта, разрабатывает стратегию его развития, собирает группу художников под выбранную концепцию и организовывает условия для воплощения проекта в том или ином виде (публикации, выставки, мастер-классы и т. д.)

Профессия куратора в современном искусстве требует специальной подготовки: так, в Российском государственном гуманитарном университете в 1995 г. было открыто обучение по специальности «кураторство проектов современного искусства» на факультете Всеобщей истории искусств.

Актуальность темы. Художественно-эстетическая система XX века с её нацеленностью на проектное мышление, эксперимент, постоянные формальные и концептуальные поиски оказала существенное влияние на художественные и организационные принципы функционирования искусства. При этом для кураторской деятельности, как одной из основных форм художественной активности, особенно важны два момента.

Во-первых, художественный проект в настоящее время стал восприниматься как целостное явление, характеризующееся единством смыслового и художественного контекстов. Художественный проект имеет дело с непостоянством информационных потоков, со средоточением не только научного, но и других типов знания — философского, религиозного, эстетического и т.д., что делает его особенно изменчивым и трудно реализуемым. В связи с этим, особая роль при реализации культурного проекта отводится менеджеру, которую в художественной сфере исполняет куратор.

Во-вторых, изменилось понимание природы авторства, выразившейся в философии постмодернизма. Миф о смерти автора, рождённый! постмодернизмом, заключался в установлении и принятии перемены ролей во взаимоотношениях в триаде «автор-текст-читатель», где решающая роль отдавалась последнему из её участников, то есть реципиенту. Е! настоящее время «смерть автора» теряет свою радикальную направленность, сформулированную в рамках постмодернистской «классики». У более позднего, то есть современного постмодернизма, осознающего все предыдущие идеологические минусы, приведшие к кризису идентификации, а в связи с этим и к кризису объективности, наблюдается обратная программная установка на его воскрешение. Личность автора вновь становится значимой, что отражается и на восприятии кураторской деятельности, понимаемой в качестве принципиально новой формы авторского присутствия в искусстве, оказывающей определяющее воздействие на художественную ситуацию и формирование общественного сознания.

За рубежом пробуждение интереса к деятельности института кураторства началось с самого начала его окончательного формирования в 6070 гг. XX века. В России этот процесс затянулся в связи с общей политической ситуацией в стране вплоть до 1990-х гг., когда отечественный арт-рынок только начал делать свои первые шаги. Здесь кураторская деятельность в её современном виде развивалась постепенно, в связи с чем, в российском искусствознании, по сравнению с европейским и американским, теоретическое осмысление особенностей развития и функционирования института кураторства представлено значительно меньше. Кроме того, российское искусствознание по большей части рассматривает кураторскую деятельность только через анализ её отдельных проявлений, не выделяя

некоего общего связующего звена. Отсутствие системности мешает представлению института кураторства,как целостного и многогранного явления.

Специфика и природа института кураторства не получили должной теоретической интерпретации и не осмыслены в полной мере в контексте научного знания, что затрудняет их исследования и анализ. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью научного, искусствоведческого осмысления художественно-эстетических и организационно-практических аспектов современной кураторской деятельности, что отвечает важнейшим идеям времени, и отражает динамические процессы в рамках сферы искусства и арт-рынка.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что кураторство, как институт, сформировалось относительно недавно, проблема развития, оценки и специфики кураторской деятельности неоднократно ставилась в искусствоведческих монографических работах, научных сборниках, статьях в профессиональных периодических изданиях. Вместе с тем, данная проблематика не стала предметом глубокого и всестороннего анализа в отечественном гуманитарном знании. При этом, если за рубежом подобная тематика привлекает внимание исследователей со второй половины двадцатого века, то в рамках российского искусствознания интерес стал проявляться лишь в последнее десятилетие, параллельно с его утверждением на молодом отечественном арт-рынке.

Базовым для понимания состояния института кураторства, как полноценного явления, является пласт работ, в котором основное внимание уделяется природе современной кураторской деятельности и фундаментальным аспектам её функционирования.