logo search
bart

Две критики(Les deux critiques).

— Впервые в журнале «Modern Language Notes», 1963, № 78, декабрь. Перевод выполнен по изданию: Barthes R. Essais critiques. P.: Seuil, 1964, p. 246—251. Публикуется впервые.

с. 263. ...как показал Мангейм... — В работе «Идеология и утопия» (1929) немецкий социолог К. Мангейм (1893—1947) стремился раскрыть идеологические предпосылки не только позитивистской системы знания, но и всякого познавательного процесса как такового. Ср.: «Каждое познание направлено... на определенный предмет и применяется прежде всего к нему. Однако характер подхода к предмету зависит от природы субъекта..., ибо для того, чтобы стать познанием, видение должно быть формализовано и концептуализовано, а формализация и концептуали­зация зависят от состояния теоретико-понятийной системы отсчета. Какие понятия и уровни соотнесения существуют..., не в последней степе­ни зависит от историко-социального положения ведущих (resp. мысля­щих) представителей определенных групп». — Мангейм К. Идеология и утопия. М.: ИНИОН, 1976, с. 105; см. также коммент. к с. 132.

с. 265. ...Башляр показал... — См.: Башляр Г. Предисловие к кни­ге «Воздух и сны». — «Вопросы философии», 1987, № 5, с. 109.

с. 267. ...Ш. Морона, чья критика..., увенчанная докторской сте­пенью... — Имеется в виду докторская диссертация французского литературоведа-неофрейдиста Ш.-П. Морона (1899—1966) о Расине, защи­щенная в университете г. Экс-ан-Прованс в 1957 г.

582

с. 268. ...критика феноменологическая... — Феноменология (от греч. phainömenon — являющееся и logos — слово, знание) — философская дисциплина, ставящая своей целью беспредпосылочное описание феноменов и смыслов (подробнее см.: Бабушкин В. У. Феноме­нологическая философия науки. М.: Наука, 1985). В эстетике феноме­нологический метод исходит из того, что конкретная целостность произведения (и соответствующий ей акт непосредственного, нерасчле­ненного восприятия) возникает как результат взаимодействия целого ряда онтологических «слоев», а также (во временных искусствах) ди­намических «фаз» развертывания текста; задача исследователя заклю­чается в том, чтобы выявить («эксплицировать») эти слои и фазы (см.: Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: ИЛ, 1962).

...тематическая критика — феноменологическое крыло фран­цузской «новой критики» (Жорж Пуле, Жан-Пьер Ришар, Жан Старобинский и др.), стремящееся эксплицировать архетипические символы, мотивы и т. п., направляющие всякое индивидуальное творчество.