logo search
Konspekt_lektsy_po_kulturologii

Тема 5 . Структура культуры и её основные функции

Культура как открытая метасистема, созданная людьми сфера жизнедеятельности, имеет определённую структуру. О.Шпеглер ввел понятие “морфология культуры” (от греческого «morphe” – форма + «logos” - учение). Цель морфологии культуры – изучение структурных компонентов культуры и законов их взаимодействия.

В культурологии неоднородность и многообразие явлений социокультурной реальности позволяет говорить о различных вариантах классификации структурных компонентов культуры. Для выявления параллелей и взаимодействия между культурными феноменами используются методы систематизации и классификации. В зависимости от методологии исследования выделяют следующие подходы к структурированию культуры: синхронно-структурный, культурно-исторический и по методу идеальных типов.

Синхронно-структурные классификации культуры основаны на единства культурно-исторического процесса как смены определённых этапов (теории К.Ясперса, И.Гердера, Н.Бердяева и др.). Структура культуры представляет как выделение определённых системных элементов в процессе исторической динамики. Первоначальный синкретизм культуры сменяется её дифференциацией.

Сферы культуры: нравственность, искусство, религия, право, политика, экономика, философия, образование. Они взаимосвязаны между собой в единую социокультурную систему.

Аксиологический подход к структурированию культуры основан на выделении системы ценностных ориентиров. 1) “Ядро культуры” стабильная не противоречивая целостность основных ценностных ориентиров (консервативный элемент). 2)“периферийные”, внешние слои культуры (инновационный элемент).

В социокультурном пространстве наличествует определённая иерархия ценностей, система которых определяет основные мотивации человеческого поведения. Ценностно-ориентированные установки взаимосвязаны с культурными нормами.

Культурная норма – общепринятый стереотип поведения и общения, отвечающим ожиданиям общества. Социокультурные нормы формируют варианты поведения, понятные окружающим, это средство осознанного сотрудничества и общения. Типология культурных норм выделяют: по степени распространенности а) универсальные – относятся ко всем субъектам данной культуры; б) частные – относятся к определенной сфере деятельности, различные по социокультурному значению.

По степени обязательности: а) запрещающие

б) побуждающие.

По сферам действия:

а) моральные нормы

б) религиозные

в) политические

г) правовые

Наиболее значимыми в системе культуры предстают такие регулятивные нормативы как мораль и право. Нормы нравственности - внутреннее основание культуры, её координаты. Культурные нормы неразрывно связаны с ценностями. Изменение ценностных ориентаций и приоритетов влечёт за собой изменение мотивов поведения и социокультуных нормативов.

Идеал – абстрактный образ возможных культурных норм.

Средства передачи социокультурного опыта: традиции, обычаи, обряды, ритуалы.

Традиция – (от латинского traditio – передача, повествование) – трансляционная “лента” культуры, исторически сложившиеся алгоритмы жизнедеятельности, передаваемые из поколения в поколение. Способ передачи социокультурного наследования через обряды, обычаи, нормы поведения и т.д.

Обычаи – принятый нерефлексированный способ совершения определенных действий.

Обряд – внешняя форма реализации обычая, фиксирующий определённый порядок и последовательность действий.

Культуры, в которых традиция является основным способом трансляции социокультурной информации, называют традиционными. Если традиция консервативный элемент культуры, передающей ей стабильность и преемственность, то новации – это творческий, динамический элемент культурной динамики.

Культурные традиции, осуществляя связь времени и преемственность поколений, передают социокультурную информацию в символической форме. То есть, культура выполняет сигнификативную функцию, обозначение и оценка культурных явлений, определение их роли и значения в контексте человеческой жизни. По определению Э.Кассирера, культура предстает как “ символическая Вселенная”. Социокультурный опыт кодируется, зашифровывается в определённых символах, знаках и знаковых системах. Культурная информация вырабатывается, упорядочивается и передается не только через традицию, но и через язык.

Язык – способ обозначения, создания, переработки и трансляции культурной информации. В языке отдельные феномены наделяются определенными значениями и организуются в определённую систему кодирования. Виды языков: 1) вербальные (письменность, национальные языки и т.д.) и невербальные (танец, пластика и т.д.)

2) естественные (русский, английский и др.) и искусственные (языки программирования, эсперанто и т.д.)

Язык – показатель уровня культурного развития, множественность языков культуры отражает полисистемный характер самой культуры. В языке осуществляется единство символических и знаковых форм. Символ – неразвёрнутый знак, в нём заключены возможности развёртывания первоначального культурного смысла. В историко-культурном развитии присутствуют знаки – индексы, знаки-символы, иконические знаки. В этом смысле символы играют значительную роль в науке и искусстве. Символы и знаки, кодируя культурную информацию, организованы в знаковые системы – культурный текст. Формы существования культурного текста многообразны – от сакральных текстов как закодированных символических метафизических значений до конкретных культурно-логических исследований – отчетов. В информационного общества появляются “гипертекст” (например, ИНТЕРНЕТ). Сопоставление, понимание и истолкование текстов - герменевтическая проблема в культурологии.

Информационно-коммуникативная функция культуры – способность порождать, перерабатывать и транслировать социокультурный опыт. Формы трансляции опыта: рефлексивные (язык) и нерефлексивные (традиция). Важнейший носитель коммуникативной информации – язык. Культурные коммуникации осуществляются в пространстве культуры между различными культурами (межкультурные) и субъектами одной культуры (внутрикультурные).

Аксиологическая функция культуры отражает способность культуры формировать и распространять ценности. Формами закрепления и передачи ценностей выступают культурные нормы, каналы трансляции социокультурного опыта, способы социокультурной коммуникации. Ценностный аспект культуры придаёт смысл человеческой жизнедеятельности.

Креативная функция выражает творческий, активный, открытый характер культуры. В этом ракурсе культура предстает как общий объём творчества человечества и как источник креативных возможностей личности.

Социализаторская функция культуры выражает способность культуры к формированию личности, способы и средства формирования человека как творца, носителя и потребителя социокультурных ценностей. Эта функция реализуется через деятельность социокультурных институтов (семья, школа, церковь и т.д.), приобщая индивида к нормам и ценностям общества, согласовывая личностные ценностные мотивации с целями и ориентациями социума.

Релаксационная или гедонистическая функция – культура вырабатывает и передаёт определённые формы и способы получения удовольствия, достижения гармонического сочетания потребностей и способов их удовлетворения.

Функции культуры в целом выражают различные аспекты человеческого существования в пространстве культуры, её способность к самосовершенствованию и саморазвитию.