logo search
экзамен 9 кл

Билет № 23.

  1. Развитие музыкального искусства в ХХ веке.

Начало XX века – это период модернизма. Первые признаки модернизма проявились в искусстве еще задолго до первой мировой войны. Модернизм – очень сложное течение, включающее несколько различных направлений в искусстве, очень неоднородных и по художественным результатам, и по влиянию, оказанному на будущее музыки. Ранее всего модернистские тенденции проявились в творчестве композиторов-экспрессионистов (Арнольд Шенберг).

Шенберг изобрел собственную музыкальную систему, которая получила название додекафония. Творчество и учение Шенберга произвели переворот в многовековой практике композиции. Впервые реформа музыкального языка отвергла какую бы то ни было преемственность с музыкой прошлого. Сочинение музыки, по мнению Шенберга, подобно решению задач математической логики.

Еще большим отходом от традиций классического музыкального наследия отмечено течение авангардизма. Авангардисты включали в звуковую ткань произведения наряду с традиционными звучаниями различного рода шумы, звуки электронных синтезаторов. Одной из разновидностей музыкального авангарда стала алеаторика, приверженцы которой провозглашают главным принципом в композиции музыки случайность, хаотичность звукосочетаний. Авангардизм обогатил музыку новыми выразительными средствами, хотя некоторые его представители не пошли в своем творчестве дальше умозрительного экспериментаторства, бесперспективного с точки зрения развития искусства.

Мийо (1930) создает оперу «Христофор Колумб» - массовое действо с привлечением киноэффектов. Свою оперу композитор предназначал для исполнения на улице перед широкой аудиторией. Онеггер создал оперу-ораторию (оратория – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра) «Жанна д,Арк на костре», которая совместила в себе черты оперы, оратории и драмы. Совершено иным сочинением, отличным от грандиозных опер-мистерий (мистерия – средневековая драма на библейский сюжет), стала моноопера Пуленка «Человеческий голос». Произведение, длящее около часа, представляет собой разговор по телефону женщины, покинутой возлюбленным. В опере всего одно действующее лицо.

В 30-е гг. рождается американская национальная опера, пример тому – «Порги и Бесс» Д.Гершвина. Главной особенностью этой оперы, как и всего стиля Гершвина в целом, стало широкое использование элементов негритянского фольклора, выразительных средств джаза. Джаз – исключительное произведение, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах формой композиции.