Романовский Игорь “Без права на дубль” м. Искусство, 1986г.
Принцип “совмещения времен”, рассказ одновременно о прошлом и о настоящем широко распространен в телевизионной документалистике. Она ведь не может ограничиться отражением лишь текущих событий. И к тому же любое “сегодня” самым тесным образом связано с нашим “вчера”, с событиями недавнего или отдаленного прошлого.
Как вернуть их на телеэкран? Чаще всего это достигается соединением в одном монтажном ряду эпизодов, снятых в наши дни, со старыми кинокадрами. Допустим, свидетельства очевидца интересующего нас исторического события сочетаются с кинохроникой. Популярность такой конструкции вполне понятна. В “оправе” кинодокументов, относящихся к прошлому, рассказ человека в кадре получает дополнительную достоверность. Вместе с тем для нас углубляется и смысл кинодокументов. Мы невольно воспринимаем одно и другое в неком единстве. Хроника окрашивается личностью рассказчика, а на него в свою очередь переносится эмоциональное впечатление от хроники.
История кино знает немало примеров, когда игровые кадры настолько верно и глубоко отражали реальное событие, что впоследствии уже сами становились как бы его экранным свидетельством. Таков, например, ряд эпизодов фильма С. М. Эйзенштейна “Октябрь”. Вспомним, что взятие Зимнего дворца никто не
снимал, как и подавление Кронштадтского мятежа и многое другое, часто цитируемое на документальном экране. Цитируемое в каком качестве? Обычно такие кадры даются не как прямой кинодокумент, а как изобразительный фон для рассказа автора или героя. Этот фон помогает передать атмосферу исторического события.
Так стоит ли от него отказываться? Думаю, что не стоит.
Вероятно, в конечном счете уместность или неуместность использования игровых кинокадров в произведении документалистики зависит все-таки от той меры такта, которой наделены автор и режиссер. Тут приходится проявлять сугубую осторожность, особенно когда имеешь дело с фрагментами картин, хорошо известных зрителю.
Телеэкран — “волшебное зеркало”, отражающее и день сегодняшний и события прошедших лет. Это отражение может быть прямым или косвенным, опосредованным. Но в любом случае перед зрителем предстает жизнь, которая увидена глазами документалиста, совершающего “путешествие в неповторимое” — в мир человеческих мыслей и чувств, борьбы и созидания.
- Гансон Андрей “Монтаж как ремесло” м. Журн. “625” Опубиковано в Интернете: www.Avdata.Ru
- Монтаж по крупности
- Монтаж по географии
- Монтаж по центру внимания
- Монтаж по массе движения
- Гойдин Роман “нужен ли монтаж?” ( источник: www.Pinnacle.Ru)
- 1. Кодировка изображения
- Горюнова н.Л. Художественно-выразительные средства экрана (Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещагия. Москва, 2000)
- (...) Временные отношения
- (...) Динамическая связь кадров
- 1. Формально-описательный монтаж. Самая распространенная форма монтажа, которая позволяет изложить тему связно, последовательно и внутри одного эпизода, и между отдельными монтажными фразами.
- Монтажные переходы
- Ритмические закономерности монтажных построений
- Демин Виктор “Документальное кино вчера сегодня завтра…” по материалам международных симпозиумов в Юрмале 1977-1989г.Г.
- Монтаж. Информативность
- Монтаж. Перебивка. Деталь
- Монтаж. Связь эпизодов
- Изволов Николай “Что такое кадр?” Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Каминский Александр “орфография монтажа”. Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Приемы монтажа-1
- Монтажный язык
- Приемы монтажа -2
- Приемы монтажа -3
- Монтажный принцип
- Приемы монтажных переходов
- Каминский Александр. “монтаж: язык склейки” (статья опубликована в журнале “625”, №№ 3, 9, 10/2001г. )
- Князев а. “основы тележурналистики и телерепортажа”. Учебное пособие. Бишкек. Крсу.2001г.
- Панорамы и "наезды-отъезды"
- Кузнецов г.В. “журналистские профессии на телевидении”. Изд. Московского Университета “Высшая школа”, м. 2002г
- Лотман Юрий “Семиотика кино и проблемы киноэстетики.”. Изд. “Ээсти Рааьат”, г. Таллин, 1973 г.
- (...) Кадр - символ
- Монтаж изображения музыки и ткста
- Три логики и детали
- Диалектическая логика
- От детали к аттракциону деталей
- Аттракционные детали эйзенштейна
- От детали характера к детали-системе характера
- Герой хроники
- Хроника
- Печенкин Павел. "время в документальном кино". Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- 3. Экранное время - это время трансляции нелинейного времени в линейное. Время, определенное продолжительностью фильма.
- Пудовкин Всеволод. “Время крупным планом” Опубиковано в Интернете: www.Tokman.Ru
- Романовский Игорь “Без права на дубль” м. Искусство, 1986г.
- Ромм Михаил “Возвращаясь к монтажу” cб.Статей , опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- Ромм Михаил “Уроки последних фильмов”, cб.Статей, опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- 2 Марта 1967 г.
- 22 Сентября 1971 г.
- Соколов Алексей “монтаж”. Изд. "625" м.2000 г.Г
- Виды монтажа
- Тарковский Андрей. Сборник “Мир и фильмы Андрея Тарковского”, м., Искусство, 1991.
- Тарковский, Андрей: “о сценарии”, учебное пособие, изд. М.Вгик,1993 г.
- Эйзенштейн Сергей (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- 1. Монтаж метрический.
- Монтаж тональный.
- Монтаж обертонный.
- Интеллектуальный монтаж.
- Вертикальный монтаж
- 1. Монтаж метрический.
- 2.Монтаж ритмический.
- 3. Монтаж тональный.
- 4. Монтаж обертонный.
- Эйзенштейн Сергей. “ Монтаж”. Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. Произв. В 6 тт) "Искусство", м., 1968
- Эйзенштейн Сергей “монтаж аттракционов”. (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- Глава 6
- (...) Кинохроника