logo
Колорит в живописи

1.2 Колорит в разные эпохи

В разные эпохи образовались целые колористические системы. Самым ранним считается локальный колорит. Его особенность заключается в том, что цвет предмета обусловлен и не имеет оттенков, предметный цвет имеет свой родной окрас: небо - голубое, трава - зеленая, снег - белый и т.д. Такой цвет стали считать локальным. Этот вид колорита встречается в декоративно прикладном искусстве. Поэтому сложные цвета получили свои имена по окраске предметов: сиреневый, вишневый, оливковый.

На картине «Гармония в красном» А. Матисса основную часть занимает красная комната с узором на стенах и скатерти. Художник все контрасты приглушает близкими к красному цвета: коричневатые спинки стульев, оранжевые и багровые яблоки, что более разнообразило узор. Переход от стены к окну оконтурено золотистой рамой. За окном другое пятно, которое имеет холодную гамму. С помощью цветовых пятен и сочетания приближенных цветовых отношений создается гармоническое и упорядоченное разнообразие.

Холодные цвета имеют свойства удаляться, а теплые приближаться. Цвета могут быть материальными, глухими и плотными. Примеры таких цветов изображены на картинах М.Ф. Ларионова.

Цвета также могут быть мрачными, легкими, насыщенными, глубокими, воздушными и т.д. Эти «поэтические» цвета, благодаря разбеленности, создают ощущение воздушной среды окутывающего предмета. Предпочтение таким цветам отдавали многие мастера XX века, такие как П.В. Кузнецов, А. Марке. Также применение локального колорита очень развито в мультипликационных фильмах.

Для локального колорита главным становится обобщенность освещения, подводящее цвет предмета и самого сюжета к единому состоянию, и на картинах он создает впечатление, что сюжет словно озарен ровным рассеянным солнечным светом. А от задачи художника зависит, в какой степени выраженности будет это состояние.

Переход от локального к тональному колориту сложился в эпоху Возрождения в Нидерландах и Италии. Художников привлекала насыщенность цвета в реальной среде.

Степень светлоты цвета называется тональным колоритом. Так как объемные предметы освещены неравномерно, они состоят из нескольких цветов. Изменчивость бликов, полутонов, теней и рефлексов создают играющую поверхность предмета. Умение строить светом форму предмета называется пластикой цвета. Определенное освещение дает тону цвет. Основой тонального колорита является плотность предмета. Такой тональный колорит мы встречаем на картине художника П. Брейгеля «Охотники на снегу», он написал зимний пасмурный день. Художник хорошо передал степень освещенности, выдержал общее состояние картины, противопоставил теплые и холодные гаммы без резких переходов.

Также в эпоху возрождения тональный колорит складывается в искусстве светотени. Свет может быть спокойным, трагическим, таинственным, тревожным, радостным. Он может выражать чувства и подобрать каждому свое состояние. Свет, как было упомянуто раньше, разбивает предмет на две части - освещенная и затемненная. Особенность света вносит в картину определенный колорит.

Тональный колорит имеет две системы. Более ранняя связана с условным освещением, ее можно назвать драматический колорит. Здесь свет и тень построены на контрастах. Передний план чаще всего освещен, а объединением картины является темный фон. Метод лессировок очень связан с типом этого колорита. Основным контрастом в этом методе является отношение светлого к темному. История написания картины Н.Н. Ге «Тайная вечеря» является показателем построения такого отношения. Художник Ге долгое время не мог найти нужного решения в эскизах, он даже вылепил из глины эту сцену, но нужного решения так и не нашел. Отчаявшись, он стал искать другой сюжет. Однажды со свечкой в руках он спустился в мастерскую, чтобы найти рисунок. Поставив свечку напротив вылепленной сцены, он, обернувшись, замер. Свеча осветила сюжет так, что впереди стоящая фигура Иуды на фоне освещенной группы оказалась мрачным силуэтом, и решение было найдено. Фигура предателя показала весь драматизм этой сцены. На следующий день художник начал писать картину, и когда она была окончена, она имела большой успех.

Мастером света был Рембрандт Харменс ван Рейн. Он очень ловко обращался со светом и тенью, раскрывая при этом поэтичность образа. Обычно на его картинах освещенной частью являлись лица, руки или другие детали, все остальное он погружал в полумрак или в определенную среду. Благодаря передачи светотени он выделял душевные переживания персонажей.

Другому типу тонального колорита положили начало французские импрессионисты, такие как Э. Делакруа, К. Моне. Они и дали название этому направлению (импрессионизм). Художники основывались на сопоставлении дополнительных цветов, противоположных по спектру. Этим законом контраста пользовались Э. Мане, К. Моне, А. Сислей и другие последователи в разных странах, в числе которых были и русские живописцы И.Э. Грабарь, К.А. Коровин. Эти художники пользовались сложными оттенками, при этом располагая рядом небольшие мазочки чистых цветов. Их колорит имел кремово-золотистые света и холодноватые тени. Такое создание колорита повлияло на развитие живописи.

Колористические системы в живописи очень разнообразны, и нельзя из них выделить основные. В каждом произведении живописи играет своя эмоциональная сила, действующая на чувства зрителя, которая отвечает идее произведения. Гармония состоит из переходов, оттенков и самого настроения художника. А замысел образует колорит сильных звучаний.