logo
Колорит в живописи

3.5 В.И. Суриков

Русский художник, соединивший романтизм с живописным нововведением. В его картинах наблюдается красочная живость деталей. Колорит картин Сурикова приглушенный. Изображение образов и силуэтов чаще всего пишется на черном фоне. Краски в основном разбелены и приглушены. Чистыми локальными цветами он подчеркивал детали картины, концентрируя внимание зрителя. Все его произведения дышат живостью, насыщенностью сюжетов. Художник очень грамотно передавал нужную эмоцию картины, вызывая у зрителя в подсознании нужные ему чувства.

На картине «Взятие снежного городка» художник очень наглядно показал душу русского народа во время праздников и оживленных гуляний. На родине Сурикова существует необычная забава. Из снега создаются крепости, и в последний день Масленицы устраивают забавный штурм, взятие этого снежного городка. Художник очень хорошо отобразил динамику и оптимизм. В центре картины запечатлен миг триумфа мужчины на коне, разбившего снежную крепость. Художник очень умело изобразил уверенность всадника. По краям картины изображена толпа зрителей, которые наблюдали прорыв крепости. Суриков очень хорошо прорисовывает детали на картине. Всё действие происходит на фоне белого снега, который дает контрастность и делает акцент внимания на народ в картине.

В центре картины «Боярыня Морозова» находится сама Боярыня, одетая в богатые одеяния. Ее шуба сделана из бархата. Тяжесть ее положения показывают черты ее лица. Она окована в кандалы, а руки скованы цепью. Она выкрикивает толпе слова прощания, при этом поднимает руку вверх, показывая свою преданность вере, и народ переживает ее трагедию. Некоторые ей кланяются, а некоторые считают ее безумной. Игра контрастов придает картине драматизм. Хорошо передано ощущение природы, видно, что зимний день теплый, так как полозья саней оставляют глубокий след на рыхлом снегу. Художнику удалось передать нелегкую судьбу русского народа. На картине «Посещение царевной женского монастыря» отражен быт и уклад Руси. Картина несет печальность событий. В то время царевнам не полагалось выходить замуж. Единственный путь - уход в монастырь. На картине видно, что художник старательно писал изображение царевны. Она в белых одеждах, которые создают контраст с нарядами монахинь. Кожа царевны бледна, ее лицо напоминает лицо ребенка, а не молодой женщины. Царевну сопровождает свита. Она знает, что ее не ждет ничего радостного. На картине в противовес ее молодости и красоте написаны безрадостные и сухие лица монахинь. Художник очень хорошо передал настроение картины и подчеркнул весь трагизм царевны.

Картина «Степан Разин» наполнена до краев воздухом, светом и простором. На горизонте виднеется заря, по волнам движется ладья. Все силуэты находятся в напряженных позах, их лица сосредоточены и погружены в действие, которое дает ускорение судну. Степан Разин находится в центре картины, он погружен в думу. Поход дал большую добычу, которой радуются казаки на переднем плане. Кто-то празднует победу, кто-то устало склонил голову, кто-то застыл в раздумьях. Колорит картины очень мягкий на заднем плане, тем самым сосредотачивает внимание зрителя на самом судне и ее обитателях.

На картине «Покорение Сибири Ермаком» художник воплотил свои глубокие чувства и переживания о Родине. На произведении изображено сражение отряда Ермака с кучумовцами. Здесь четко видно, что русские побеждают. Лица казаков выражают бурю эмоций, нерушимое стремление и воля к свободе и победе. А поверженные войска татар бегут с поля боя. Пейзаж более мрачен. Осеннее небо изображено в более серых тонах, реки непрозрачные, красное пятно на полотне, на котором изображен казак, символизирует преданность Родине. Картина стала великим памятником российской истории, которая сохранила воспоминания людей об этом событии.