logo
Колорит в живописи

2.1 Понятие цветовая гармония

Понятие «гармония» является самой обширной проблемой. Признаками гармонии являются созвучие, равновесие, пропорциональность. Гармония подразделяется на гармонию форм, гармонию звуков и гармонию цвета. Под термином «Цветовая гармония» обычно подразумевают красивое соединение цветов. Она имеет свои закономерности, между отдельными пятнами картины находится близкая взаимосвязь. Каждый цвет поддерживает другой, два другие цвета вместе взаимодействуют с третьим. Изменение цвета в картине может нарушить связь и привести к нарушению гармонии. Такая закономерность является важным признаком гармонии. Цветовая гармония тесно взаимосвязана с цветовым кругом. Комбинация цветов бывает гармоничной и негармоничной. Выразительность цветов произведения образовывает комбинацию цветов.

Цветовая гармония также связана с насыщенностью цвета, с его тоном и степенью светлоты. Два цвета могут гармонировать между собой, так как они сближены по родству.

Цветовое качество гармонии зависит от площади цветового пятна. Например, чтобы приглушить большое пятно, достаточно положить рядом в несколько раз меньшее по площади контрастное и насыщенное по цветовому тону пятно.

Исследованием цветовой гармонии занимался Ф.В. Ковалев. Он создал книгу « Золотое сечение в живописи». Всю свою жизнь Ковалев посвятил работе по теории живописи.

Цветовая гармония - это взаимодействие отдельных цветов, их множеств, которые образуют одно целое и вызывают эстетическое переживание.

Признаки гармонии цвета:

1. Связь и сглаженность. Факторами могут быть ахроматичность, монохроматичность, сдвиг к цветовой гамме, тону.

2. Целостность противоположностей или контраст. Виды контраста: по насыщенности (смешанные и чистые), по яркости (светлые-темные), по цветовому тону (контрастные сочетания).

3. Мера (в гармоничной композиции нечего добавить и убрать)

4. Соотношение частей (явлений или предметов) друг с другом.

Соотношение площадей цветовых пятен:

одна часть чистого цвета - 4-5 частей смешанного;

одна часть светлого поля - 3-4 частей темного поля;

одна часть хроматического - 3-4 части ахроматического поля.

5. Уравновешенность цветов.

6. Четкое и простое восприятие.

7. Недопустимость диссонанса.

8. Безупречное сочетание цветов.

9. Рациональность и порядок.

Гармоничными сочетаниями по Гётте являются: желтый - фиолетовый, красный - зеленый, оранжевый - синий;

бесхарактерное сочетание: оранжевый - красный, красный - фиолетовый, желтый - оранжевый, фиолетовый - синий;

негармоничное сочетание: синий - зеленый, зеленый - желтый.

Гармония полагает совокупность цветов в определенном соотношении. Она зависит от качества, от площади, пропорций, насыщенности светлоты и не поддается жестким математическим законам.

2.2 Понятие колорит

Колорит не имеет однозначного понятия, так как у всех это понимание разное, но существуют множественные его описания. Этот термин вошел в художественную лексику в XVIII веке. Он произошел от латинского слова «color», которое означает «цвет, краска». Это слово употреблялось в качестве синонима к слову «цвет».

Колорит в настоящее время очень широко распространен. В понимании колорит принято говорить о теплом, холодном или о каком-то другом колорите, и при анализе художественного произведения эти особенности очень полезны, так как показывает предпочтение художника тем или иным цветам и уточняет особенности его видения. Например, можно сказать, В.И. Суриков обладал более холодным колоритом, чем И.Е. Репин, или, например, Эль Греко более холоден в колорите, чем Рембрандт.

Широкое развитие о цвете, его теории и истории в искусстве было очень развито в XIX веке. Более глубоко изучается это понятие. Не всякий человек, работающий с красками, даже если он работает красиво, может являться колористом. Это понятие становится более загадочным и тайным.

В XIX веке Гегель дал более глубокое определение колорита. По его словам, колорит зависит от употребления всех красок так, чтобы они отражались друг в друге, и так, чтобы создавалась игра отражений, и это обретает духовный характер. Гегель обращает внимание и на то, что «колоризм» имеет отражение цветовой действительности. Это понимание лежит в основе идеи воспроизведения природы. Существует различие между понятиями «колорит» и «колоризм». Обычно эти термины используются как синонимы. На различие этих терминов нам показывает Н. Дмитриева. Она считает, что колорит - это цветовое построение, которое не зависит от какой-либо эпохи, а «колоризм» носит иной оттенок.

Можно провести такую аналогию. Например, под понятием «живопись» мы понимаем произведение, которое выполнено какими-то красками на холсте или бумаге, а под словом «живописность» мы понимаем некое качество, которое свойственно не каждому произведению живописи. Так и под словом «колорит» понимается совокупность красок, а под «колоризмом» некое качество, которое свойственно не всем краскам. Колоризм возникает благодаря живописности и определяет новый этап формирования живописи. Создается новое понимание задачи живописи. От художника требовались более сложные вещи так, чтобы они передавались более осязаемо. Это было сложнее. В художественной изобразительности цвет немного стушевывается и становится не таким броским и заметным.

Существует несколько видов понятия колорита:

1. Колорит существует там, где есть созвучие цветов, которые придают произведению настроение и воздействуют на содержание.

2. Колорит рассматривается как система цветовых отношений произведения, также содержит цветовую гармонию, которая придает смысл и содержательность. 3. Колорит - это внутреннее ощущение, которое связано с действительностью, выражается в цветовом изображении. Цветовые закономерности воздействуют на подсознание зрителя и вызывают похожее внутреннее ощущение, как у автора произведения, то есть сходная эмоциональность.

4. Колорит - это не только цветовой строй картины, даже если он правильно увиден, это не просто цветовая гармония, хоть и без нее колорит не может существовать, это не просто правильно переданное освещение, которое выражает состояние природы и настроение художника - колорит - это все вышесказанное, а также единство художественного образа автора, произведения раскрытое зрителю. Основные признаки колоризма:

1. В основе колоризма большую роль играет гармония красок. Монохромность устраняет колоризм.

2. Комбинация окрашенных предметов на плоскости может представлять собой приятное сочетание и образовывать оптическое единство.

3. Важным условием также является интерпретация цвета, то есть необычная комбинация чистых цветов и система правильных отношений. Цвет и свет выступают в единой целостности.

4. Колорит - это неточное копирование цветовых отношений предметов. Художник может добавлять повышенное звучание действительных цветов.

5. Главным признаком колорита является выразительность цвета в очертаниях далей. Художник сохраняет выразительность цветов, которые находятся на разной глубине предметного пространства.

6. Колоризм находится там, где употреблены чистые и насыщенные краски. Он может даже находиться в произведениях, которые, на первый взгляд, могут показаться серыми. Колорист употребляет в живописи и сероватые оттенки, которые созданы воздушной средой, рефлексами и светом.

Таким образом, общецветовой тон у художника может возникать совершенно случайно. Поэтому колорит подразумевает не только смешивание красок, но и умение с помощью освещенности и затененности выражать чувства, привлекая внимание зрителя.

колорит картина живопись светотень