Заключение
На протяжении столетия русская архитектура и русское изобразительное искусство развивались по законам иным, чем в Древней Руси,— по законам Нового времени. Это был далеко не простой путь освоения законов общеевропейского развития в максимально короткий срок, исчисляемый лишь годами, а не веками, как это было в Западной Европе. Отсюда — свои сложности в формировании стилей, своя специфика, свои национальные особенности и неповторимость русской культуры этого времени. Мы говорили лишь о магастральной линии развития — о светской скульптуре, светской живописи и графике, о гражданской преимущественно архитектуре, но именно это «обмирщение» и было главным делом и фактом художественной культуры XVIII в. Неизбежное освобождение от средневековой идеологии, победа светского начала, соотнесенность видов и жанров в искусстве с общеевропейским развитием, другими словами,— завоевание своего места среди современных европейских школ, при этом сохранение собственной специфики и создание собственной системы как в жанровом, так и в типологическом отношениях — вот что представляется важнейшей заслугой отечественного искусства XVIII в. перед лицом будущего.
Мы логически различаем три основных периода в истории столетия, это же членение применимо и в определении основных этапов развития искусства. И каждый из периодов вносит в новую художественную культуру свою лепту. В петровское время это прежде всего новые жанры: баталия и ведута в графике, замечательный своей правдивостью живописный портрет, монументально-декоративная живопись, связанная с новым грандиозным строительством, возникновением совершенно нового целого города и оформлением торжеств, знаменующих прежде всего победы государственности; наконец, освоение законов круглой скульптуры, неизвестной искусству русского средневековья.
В середине века развиваются как будто те же виды и жанры искусства, но монументально-декоративное искусство, оформление триумфальных арок и фейерверков по случаю коронаций и бесчисленных торжеств, наконец, парадный портрет, включенный в эту систему декоративного оформления, — все как бы сливается в единый декоративный поток, служа синтезу барокко, наиболее ярко выраженному в архитектуре. Кроме того, стилистические тенденции, в петровское время представляющие нечто смешанное, «этакий винегрет», по словам А. Эфроса, в середине столетия приходят в некоторое соответствие, приобретая при этом национальную окраску и сохранив даже черты архаизации.
Гражданские основы искусства, героизация образа, определение ценности личности «по заслугам личностным», идущие еще из петровского времени, находят полное воплощение в эпоху просветительства, во второй половине столетия. Классицизм явился ведущим и самым мощным направлением этой поры. Он дал толчок и открыл новые возможности для архитектуры, для блестящего расцвета отечественной монументально-декоративной пластики, развития скульптурного портрета, исторической живописи. Появляются и новые живописные жанры — пейзаж, бытовая живопись, используются новые техники гравюры. Особое развитие получает живописный портрет. Наконец, самостоятельно начинают развиваться многие виды декоративно-прикладного искусства, замечательно быстро вместе с другими искусствами заняв место «в ряду европейских школ». Несомненна самая положительная роль во всех этих достижениях собственной национальной школы профессионализма — Академии художеств, в которой очень быстро произошла смена иностранных педагогов отечественными.
То, что в живописи XVIII в. главным жанром становится портрет, видится нам проявлением национальной специфики. Черты соборности, свойственные искусству русского средневековья, как бы не давали выхода интересу к индивидууму, который, несомненно, всегда был свойственен художнику. Представляется, что первый светский портретист Иван Никитин даже недооценен в своем пристальном интересе к внутреннему миру человека, ибо его «Напольный гетман» (или кто бы он ни был) — это указание пути для всего русского искусства XVIII столетия. При этом нужно признать, что интерес русского художника к человеческой индивидуальности всегда заключал в себе понимание этой индивидуальности как частного проявления общих идей. Здесь слышится отзвук древнерусской системы мышления. Отсюда та приверженность Левицкого к системности, о которой писал еще Н.Н. Пунин и которая делает художника одним из наиболее ярких национальных мастеров своей эпохи.
В камерном и интимном портрете XVIII в. преобладает настроение элегическое, задумчивое, полное легкой грусти, в нем редко встретишь бьющую через край веселость, но всегда присутствует высокое нравственное начало. Именно эти черты русский живописный портрет как бы передает в русскую литературу, русским литературным образам следующего столетия. В этой связи вспомним тему старости в живописном портрете. Антропове кис женщины и мужчины, рокотовская «Квашнина-Самарина» или «Старик-священник» Левицкого, «Трощинекий» и «Голицына» Боровиковского — все они передают высокое чувство личного достоинства, большой внутренней сдержанности, иногда, как, в портрете отца Левицкого,—"Трогательную слабость, физическую хрупкость и мудрое смирение.
Еще одна примечательная черта русской живописи XVI11 в.: ей не свойствен мотив обнаженной женской натуры. За исключением «обнаженной девочки» Рокотова, «ню» начисто отсутствуют в отечественном искусстве той эпохи (мы не говорим о скульптуре классицизма, построенной на образах античности, но и здесь имеются свои специфические черты, вспомним разницу в трактовке щедринской «Венеры» и аллегреновской «Купальщицы», о чем говорилось выше).
Отсутствуют в русской живописи XVIII в. также «сцены собеседования», групповые семейные портреты на лоне природы, которые так любили английские мастера. Возможно, семейная жизнь представлялась неподходящим предметом искусства, сугубо личным, частным мотивом, не случайно семейственные темы появляются лишь в начале XIX столетия в торжественно-ампирной стилистике портретов позднего Боровиковского.
То же высокое чувство целомудренности, одухотворенности характерно и для детского портрета и — шире — изображения юности, расцветающей молодой жизни, начиная с «Прасковьи Иоан-новны» Никитина через детские портреты Вишнякова к юношеским портретам Рокотова и «девочкам Воронцовым» Левицкого. Исследователи справедливо считают, что именно портрету в XVIII в. досталась особая роль; в период, когда другие жанры были развиты еще слабо, он взял на себя решение многих задач.
С развитием национальной самостоятельности отечественного искусства меняется и значение «россики» в контексте русской культуры. Историки искусства уже не раз замечали, что само наличие иностранцев в художественной жизни страны не представляло ничего исключительного, везде в Европе жило и творило много иностранных мастеров, достаточно назвать Гольбейна Младшего или ван Дейка, Лели или Нел л ера. Но в русском искусстве в отношении художников -иностранцев как бы меняются акценты во времени: в петровское время они, несомненно, играли большую роль, однако, заметим, это не помешало проявиться индивидуальностям Никитина или Матвеева; в середине века они, как верно пишут исследователи, существуют как бы на паритетных началах, а во второй половине века их значение явно убывает. Довольно четко определяются жанры, в которых работают представители «россики» на протяжении всего столетия: парадный и полупарадный портрет, монументально-декоративные росписи.
К концу столетия русское искусство развивалось вполне в русле общеевропейских школ, пройдя этот путь в кратчайший срок, без развитой теории, при полном отсутствии или самом зачатке критики, при этом — со своими национальными особенностями, своим ритмом развития, своей эстетикой. Аналогов такому развитию в европейском искусстве нет. Есть определенная близость с английским искусством, с которым Россию роднит и почва — помещичья патриархальность и близость к природе, но естественно возникающие ассоциации: Левицкий — Рейнолдс, Рокотов — Гейнсборо поверхностны и ограниченны, как всякое сравнение. Несомненен и тот факт, что своими путями, со своей спецификой и сложностью отечественное искусство решило и общие стилистические проблемы, во всяком случае, от Вишнякова до Боровиковского, от Растрелли до Баженова, от раннего Шубина до Мартоса мы четко прослеживаем развитие рококо, барокко, классицизма, сентиментализма и предромантизма не в плоской смене одного стиля другим, но в сложном и плодотворном взаимодействии.
Русское искусство XVIII столетия совершило гигантское дело приобщения к общеевропейской традиции. Но не менее существенным представляется вопрос о его месте в контексте отечественного искусства, о его связи с великим средневековым наследием Древней Руси.
Еще на заре XX столетия исследователи заговорили о том, что исконно русская традиция в XVIII в. не была ни потеряна, ни забыта совсем, а лишь трансформирована. Восьмисотлетние древнерусские традиции сказались в специфике самого языка искусства Нового времени: в строении образа, в характере простой и логической формы, конструктивной и выразительной линии, всегда ясной и целсобразной композиции, в колорите, но главное, в подходе к модели, к миру вообще, в мироощущении, в мирочувствовании. Это и определило первооснову национального своеобразия русского искусства XVIII столетия. Связь со старым искусством прослеживается в задумчиво-строгом лице Прасковьи Иоанн овны на портрете Никитина, начисто лишенном каравакковской игривости и гривуазности, и в автопортрете «западника» Матвеева с женой, и в вишняковской «Сарре Фермор», и в «Неизвестной в крестьянском костюме» Аргунова, и в полных юношеской «победительности» «смолянках» Левицкого. Это от старой традиции — плоскостно написанные тела под виртуозно передающими декоративную роскошь платьями моделей Вишнякова и Антропова, статичность позы, подчеркивающая монументальность и величественность. Черты, присущие рокайлю: асимметрия, беспокойный ритм, тенденция к ракурсу, прихотливость рисунка, иллюзия трехмерности казались русскому человек нарушением понятия о гармонии даже в век господства этого стиля. Русскому вкусу ближе статуарная пластика, придающая модели оттенок незыблемости, чем подвижность и манерная игривость рококо.
Создание большой внутренней напряженности при отсутствии внешней динамики идет от принципа иконы с ее стремлением к передаче неизменной сущности явлений, вечного порядка вещей, безграничной идеальной протяженности. Это, конечно, совсем не означает, что художники специально обращались к языку иконы, речь идет о внутренней близости, общей «направленности фантазии». Верность национальному мироощущению, неразрывность с традициями и позволяли художникам самостоятельно, творчески осваивать европейский язык искусства и создавать произведения, которые выражали русский XVIII век так же полно, как другие европейские мастера передавали дух и время своих стран.
Отблеск великого средневекового искусства Руси, его «синтетическое начало» (термин Н.Н. Лунина) лежит на всех этапах искусства XVIII в., породив устойчивую стилистическую систему. И в живописи Левицкого, не менее, чем у художников середины столетия, слышится это эхо иконных традиции, отзвук надындивидуального и даже символического.
Мы не должны забывать, что освоение европейского языка русскими художниками было весьма своеобразным. Они брали далеко не все, при строжайшем отборе оставалось только то, что было близко духовно и могло удовлетворять потребностям мастера. Художников XVIII столетия, какими бы разными они ни были, объединяли общие традиции, одно национальное чувство, близость мироощущения и эмоционального тонуса. Они сумели соединить любовь к «вещности», фактурному богатству, восторг перед предметным миром —и высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к деталям; поэтическое восприятие, серьезность и теплоту в отношении к модели — и напряженную внутреннюю экспрессию; изящество, изысканность декоративного строя, в целом присущие общеевропейскому искусству этого века, — и монументальность, восходящую к традициям русского средневековья, которые еще долго живут как в русской жизни вообще, так и в русском искусстве в частности. Именно в этих традициях прежде всего—истоки своеобразия отечественного искусства XVIII в., определившего его место и значение в художественном пространстве. Творчески осмысленные и использованные, древнерусские традиции оказали — опосредованно — влияние и на последующие этапы нашей культуры. Нам видится и определенная зависимость, а главное, определенный смысл в том, что «открытию» русской иконы в начале нашего столетия предшествовало аналогичное «открытие» художниками «Мира искусства» русского XVIII века, оказавшегося не только полным неувядающей прелести мирского чувства но и сильным своими связями с национальными корнями.
- Оглавление
- 1. Скульптура 103
- Введение
- Искусство петровского времени
- Монументально-декоративная живопись
- Станковая живопись
- Скульптура
- Графика
- Искусство середины XVIII века
- Монументально-декоративная живопись и скульптура
- Станковая живопись
- Графика
- Искусство второй половины XVIII столетия
- Скульптура
- Живопись
- Графика
- Заключение