Вопрос 21 Живопись древнего Египта. Общая характеристика
В Иераконполе была найдена гробница, глиняные стены которой были покрыты росписью. Так в конце 5-го тысячелетия до нашей эры появилась осмысленная монументальная живопись, постепенно начали складываться традиции оформления заупокойных сооружений Древнего Египта. Несмотря на видимую простоту изображения можно заметить, что художник воспроизводил одни и те же части фигуры с разных точек зрения, в зависимости от того, как по его мнению лучше было подчеркнуть наиболее важные признаки изображаемого объекта. Так, в иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас, - в зависимости от того, как более отчетливо может быть показана форма рогов. На той же росписи у людей встречаются различные сочетания изображений в фас и профиль разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног. Наиболее тщательно воспроизводится то, что кажется наиболее важным для художника в данной сцене. Немаловажным моментом является то, что взаимоотношение действующих лиц выражается достаточно примитивно - центральная роль жрицы, богини или фараона выражается в росписи просто большими размерами фигуры.
Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении художественных требований (как следствие иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия), Образы передаются отчетливее, чётче соблюдаются пропорции, композиция начинает приобретать организованность. Наиболее яркими примерами нового этапа, к сожалению, являются рельефы на тонких каменных плитах, но, так как каноны живописи и рельефов во многом совпадают, рассмотрим на самом ярком примере - плите Нармера - какие же каноны сложились в изобразительном искусстве Древнего Египта на момент завершения развития искусства доклассового периода египетского общества и началу искусства Египта рабовладельческого;
-пропорции фигур почти правильные, отмечаются мускулы;
-социальное различие действующих лиц показывается разницей в масштабах их фигур;
-различные части тела человека, животного и птицы изображаются с различных точек зрения (в частности, в изображениях людей - голова и ноги изображаются в профиль, глаза и плечевой пояс в фас);
-роспись состоит из сцен, сцены расположены поясами одна над другой, каждая сцена является законченным целым, и, в то же время, она - часть общего замысла.
Также необходимо заметить, что цель монументальной живописи стала окончательно ясна - возвеличивание царя. И именно поэтому в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображении людей, принадлежащих к низшим слоям населения.
Существенное место в искусстве Древнего царства занимают настенная живопись, тесно связанная с заупокойным культом. Покрывающие стены гробниц росписи и рельефы воспроизводят подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых - сцены приношений и празднеств, богатые поместья и изобильные поля с работающими на них рабами и т.п. В них находят широкое отражение жизнь и быт египтян. Разбитые на полосы, строго подчинённые плоскости, ритмически чередующиеся изображения бытовых сцен на рельефах и росписях отличаются, несмотря на соблюдение основных канонов, относительно большей свободой и непринуждённостью, чем изображения фараонов. В них проявляются свойственные египетским художникам богатая творческие фантазия, чувство ритма, красоты обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н.э.).
В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц правителей номов (номархов) изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, зверей и птиц (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до к. э., и Бени-Хасане, 20 в. до н. э.).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1 течения буддизма
- Вопрос 2 этика буддизма
- Ver1 (by Ulka) – по лекциям
- Вопрос 3 личность Будды
- Вопрос 3 религиозная практика буддизма
- Вопрос 5 Основные течения в исламе. Шиизм и сунниты
- Вопрос 6 этика Ислама
- Вопрос 9 православие
- Вопрос 10 католицизм
- Вопрос 13 Боги и герои древней Греции
- Вопрос 14 Боги древнего Рима
- Вопрос 15 Искусство древнего царства
- Вопрос 16 Искусство среднего царства
- Вопрос 17 Египет. Искусство нового царства
- Вопрос 18 Общая характеристика искусства
- Вопрос 19 Скульптура древнего Египта. Общая характеристика
- Вопрос 21 Живопись древнего Египта. Общая характеристика
- Вопрос 22 Мировое значение египетской художественной культуры. Периодизация искусства
- Вопрос 23 Связь формирования основных видов искусства с мироощущением древних греков. Периодизация искусства. Понятие «античность»
- Вопрос 24 Храм. Типы храмов
- Вопрос 25 Понятие ордера. Типы ордеров.
- Вопрос 26 Гомеровский период
- Вопрос 27 Архаический период
- Вопрос 28 Классический период
- Вопрос 29 Эллинистический период
- Вопрос 30 Крито-микенское искусство
- Вопрос 31 Комплекс Афинского акрополя
- Вопрос 32 Скульптура Древней Греции. Общая характеристика
- Вопрос 33 Архитектура др. Греции. Общая характеристика.
- Вопрос 34 Живопись древней Греции. Общая характеристика
- Творчество Дюрера и Брейгеля
- Иероним Босх и его фантосмогории
- Стиль классицизм. Общая характеристика
- 5. Характерные черты искусства маньеризма, 6. Происхождение маньеризма. Представители
- 7. Стиль рококо. Представители и происхождение.
- 8. Скульптура маньеризма
- 9.Творчество Эль Греко и его принадлежность к искусству маньеризма.
- 11. Лувр
- 12. Версаль
- 13. Архитектура Франции 17-18 вв
- 14. Архитектура 17-18вв в Италии. Ранее борокко
- 15. Барокко в Италии
- 16. Творчество Рембранта
- 17. Творчество Караваджо
- 18. Скульптура барокко в Италии
- 19. Творчество Рубенса
- 20. Творчество Ван Дейка
- 21.Возрождение в Нидерландах «Гентский алтарь»
- 22. Северное возрождение. Германия
- 23. Творчество жл Давида
- 24. Зрелое барокко в Италии
- 25. Общая характеристика эпохи просвещения
- 26. Архитектура эпохи барокко.
- 27. Живопись эпохи барокко
- 28. Характерные черты эпохи классицизма
- 29. Творчество Энгера
- 30. Творчество Буше
- 31. Творчество ж-а Ватто
- 32. Творчества Фрагонара и Шардена
- 33. Собор Инвалидов в Париже