logo
Ответы по истории искусств

Вопрос 19 Скульптура древнего Египта. Общая характеристика

Египетское искусство достигло высочайших вершин. Скульпторы создавали статуи, мастерски передавая индивидуальные черты лица разных людей. Характерно для древнего египетского искусства и то, что между статуями царей и вельмож, с одной стороны, и статуэтками слуг и рабов, с другой, существует большая разница. Фигуры фараонов и знати всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в

гробницах. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, и поэтому • сидит или стоит царь или вельможа • он всегда показан спокойным, уверенным в себе человеком, здоровым, могучим, иногда излишне полным, Так впечатление от этих статуй достигалось строгой симметричностью построения фигуры, неподвижностью позы. Головы всегда поставлены прямо, руки у сидящих фигур покоятся на коленях, у стоящих - опущены, иногда держат посох. Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы. Иногда, желая отметить епосильную тяжесть труда, скульптор изображает истощенные, с проступающими ребрами фигуры, которые резко отличаются от мощных фигур царей и вельмож. В эпоху Древнего царства большое развитие получил скульптурный портрет. По

представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Четко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперед ногой, сидящий со скрещенными ногами и т. п.), отличающиеся торжественней статикой портретные статуи этого времени поражают ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, царевича Анххафа, жреца Ранофара, писца Каи и др.). В произведении всегда угадывается изначальная структура материала. Объемы изваяний обобщены, переходы между ними сглажены. Тщательно выполненные детали одежды, головные уборы, ювелирные украшения играют в статуях роль декоративных элементов.

Среднее царство. Рост индивидуалистических устремлений проявляется наиболее ярко в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции остро фиксируют индивидуальные и возрастные физические особенности модели. В них появляются элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.) виртуозная обработка твёрдых пород камня (гранита, диорита) в портретах этого времени как бы отражает борьбу скульптора с материалом. Инструмент скульптора глубоко врезается в массу камня, выявляя четкую структуру лица и придавая изображению драматическую экспрессию.

Вопрос N 20 Архитектура древнего Египта. Общая характеристика

В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры являются мастабы, пирамиды, храмы

Древнее царство - С эпохой фараонов 3-5 династий связано строительство гигантских пирамид - единственного из «Семи чудес света», сохранившегося до нашего времени. Этот факт говорит об их прочности и совершенстве, Это вершина искусства геометрического стиля и вместе с этим - идеальное воплощение египетского канона. Известно, что классическая форма пирамиды сложилась не сразу. Одна из ранних пирамид фараона Джосера в Саккара (III династия, ок. 2750 г. до н.э.), возведенная зодчим Имхотепом по расчетам Хеси-Ра, имеет ступенчатую форму, как бы составленную из семи мастаб, и прямоугольное основание. Самая большая пирамида - фараона Хеопса (ок. 2700 г. до н.э.), египтяне называли ее «Ахет Хуфу" - сложена из 2 млн. 300 тыс, каменных глыб, от 2,5 до 15 тонн каждая. Сторона основания «великой пирамиды» - 230,3 м, высота - 147 м (теперь из-за утраченной вершины и облицовки - 137м), Облицовка пирамид в древности была отполирована и сверкала как зеркало, отражая солнечные лучи. Вокруг пирамид было множество других построек - храмов, мастаб, аллей сфинксов, образующих целый город. Заупокойный храм у пирамиды Хафра имеет зал, потолок который оддерживают монолитные гранитные пилоны. На них положены горизонтальные массивные блоки. Эта конструкция повторяет мегалитическую.

Среднее царство - В эпоху Среднего Царства уже не строили больших пирамид, зато получил развитие тип «колонного храма» и скальной гробницы. Переходную форму представляет собой усыпальница Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри. Небольшие пирамиды (до 80 м высоты) возводили из сырцового кирлича, 6 пещерных храмах Бени-Хасана (XII династия) использованы многогранные столбы с квадратной капителью. Колонна представляет здесь деревянный столб, капитель – деревянную подушку, играющую роль клина. Стены внутри гробниц украшались росписями и рельефами.

Гипостильный зал храма Карнака имеет 144 мощные колонны и разделен на три «нефа». Центральный, более высокий, поддерживают колонны (19, 26 м высотой), капители которых изображают распустившийся цветок папируса, боковые колонны – с капителями в виде бутонов. В стенах не делали окон. Освещались храмы за счет небольших проемов под самой кровлей стен более высокого центрального «нефа». Форма колонн изображала связанные вместе стебли папируса или лотоса, с поперечной перевязью под капителью. Изобразительный характер подчеркивался сужением внизу опоры в ущерб конструктивной логике и прочности, Колонны покрывались слоем грунта и расписывались; они были расставлены так тесно, что с любой точки зрения, где бы ни находился человек, между ними не видно просветов. В сумраке храма возникало впечатление сплошного каменного леса, увеличенных до невероятного размера зарослей.

Помещения храмов, открытые дворы, аллеи сфинксов не представляли собой законченного целого, а пристраивались друг за другом. Здесь наблюдается композиционный принцип «формосложения», характерный для всего египетского искусства. Пилоны древнеегипетских храмов - не фасад, а заслон, маскировка, сокрытие. В отличие от античных, египетские здания покрывались облицовкой с росписью зеленой, желтой, красной красками для создания впечатления огромной, не расчлененной, нетектонической массы. Поэтому египетские строитель не обращали внимание на правильность швов, рядов кладки.

В эпоху Нового Царства напротив Фив, на левом берегу Нила, создавался царский некрополь -«Долина царей», Заупокойные храмы и гробницы разделялись. Храмы строились внизу, на равнине, а гробницы, для сохранности от разграбления,

высекались в скалах. Классическим для этого времени стал храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок. 1500 г. до н.э.). Свой храм царица поставила рядом с храмом фараона XI династии Ментухотепа I, он повторял сочетание пирамиды и колоннад, но был более грандиозным, с множеством террас и статуй. Египетским искусством был создан особый тип углубленного в плоскость рельефа, Ощущение прочности, вечности материала не позволяло воображению мастера проникать в глубину камня и сосредоточивало его пластические ощущения на поверхности, вдоль контурных линий. Рельеф углублялся в плоскость – при освещении сверху или сбоку, особенно на ярком тропическом солнце, светотень создавала игру светлых и темных контуров, а осязательное чувство – иллюзию пространства.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4