Вопрос 28 Классический период
Рубеж VI-V веков до н.э. в жизни греческих городов был полон событиями. Яростно сопротивлялась рабовладельческой демократии тирания, Затем бурную внутриполитическую борьбу сменила ожесточенная война с персами. Победившие греки не только отстояли независимость, но спасли европейскую культуру, защитив свои демократические устремления от персидской деспотии.
В мировоззрении греков этого времени намечался перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира - классике. Мастеров привлекало типическое, а не индивидуальное, нарастало стремление к гармонической соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за основное достоинство. Искусство архаики при всей жизненности образов было условным в своих формах; классика наметила больше контактов с реальной действительностью. Все силы греков были направлены тогда на борьбу с персами. Художественные формы первой половины V века, особенно архитектурные, четки, энергичны и напряженны не только в постройках Балканского полуострова, но и в зданиях Сиракуз, Агригента, Селинунта, Метапонта, Пестума.
В классических храмах колонны плотные, подобранные. Как внутренняя подтянутость, дисциплинированность и собранность отличают статуи юношей этого времени, так и я памятниках зодчества звучат новые чувства. Сглаживаются контрасты и противопоставления несомых и несущих частей. Соотношения между формами становятся более естественными и гармоничными.
Хотя от старых принципов сохранилась симметрия композиции, но условность архаического искусства: создаются круглые скульптуры, исчезает скованность в изображении человека, фигуры объединены одним действием, совершеннее показывается движение, более свободное и естественное.
Во второй четверти V века до н.э. в искусстве Греции происходят значительные изменения. О них свидетельствуют мраморные статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии. Некоторые фигуры на нём представлены в сложных позах, на одном колене, в неудобном, будто промежуточном положении между покоем и действием. В углах фронтоне более статичные полулежащие фигуры. В композиции выступает свойственный скульптуре ранней классики красноречивый язык жестов и поз.
У скульпторов ранней классики обозначилось стремление к точности в передаче деталей реального образа, еще достаточно робкое и выступает лишь во второстепенных частях изваяний. Так предельное обобщение форм в величественной бронзовой статуе Дельфийского возничего нарушено лишь в местах, скрытых от взоров людей: на пальцах ног юноши показаны криво подстриженные ногти, набухшие кровеносные сосуды
К этому периоду относится создание статуи Дискобола. В нем воплощено не только физическое напряжение атлета, но и сосредоточенность: лицо прекрасного телом и духом человека, исполненное энергии, и в то же время спокойное. Движение скрыто в совершенном равновесии, достигнута ясная законченность покоя, снято впечатление резкости мгновенной остановки.
Принципы чернофигурной техники, заставлявшей мастеров показывать фигуру силуэтом, а детали процарапывать иглой, сковывали их желание создавать свободные композиции и привели к поискам новых возможностей. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, им нужно больше простора для движения и деятельности, нежели плоскостным черным, Хотя в чернофигурных росписях была своя прелесть. Силуэтность хорошо гармонировала с поверхностью сосуда и сохраняла ее, подобно тому, как образы египетских рельефов, распластанные на стенах гробниц, не нарушали возможной иллюзорностью незыблемость их каменных плоскостей. Реальность краснофигурных изображений начинает прорывать поверхность вазы, и роспись постепенно теряет свою декоративную роль украшения.
В ранних краснофигурных росписях рисунок прост, но совершеннее, чем в чернофигурных. Художник больше обращает внимания на реальность форм, чем на их декоративное значение. Возможность изображения деталей тонкими линиями лака, а не процарапыванием, как раньше, облегчает мастеру передачу трудных ракурсов и положений фигур. Наглядно выступают эти новшества в трактовке глаз, которые хотя и очерчиваются замкнутым овалом, но зрачки, переместившиеся ближе к краю, придают конкретность взгляду, показывают его направление. Расширяется круг сюжетов, в росписях можно встретить эпические сцены, эпизоды военной жизни, состязания атлетов, пиршества и дионисийские празднества.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1 течения буддизма
- Вопрос 2 этика буддизма
- Ver1 (by Ulka) – по лекциям
- Вопрос 3 личность Будды
- Вопрос 3 религиозная практика буддизма
- Вопрос 5 Основные течения в исламе. Шиизм и сунниты
- Вопрос 6 этика Ислама
- Вопрос 9 православие
- Вопрос 10 католицизм
- Вопрос 13 Боги и герои древней Греции
- Вопрос 14 Боги древнего Рима
- Вопрос 15 Искусство древнего царства
- Вопрос 16 Искусство среднего царства
- Вопрос 17 Египет. Искусство нового царства
- Вопрос 18 Общая характеристика искусства
- Вопрос 19 Скульптура древнего Египта. Общая характеристика
- Вопрос 21 Живопись древнего Египта. Общая характеристика
- Вопрос 22 Мировое значение египетской художественной культуры. Периодизация искусства
- Вопрос 23 Связь формирования основных видов искусства с мироощущением древних греков. Периодизация искусства. Понятие «античность»
- Вопрос 24 Храм. Типы храмов
- Вопрос 25 Понятие ордера. Типы ордеров.
- Вопрос 26 Гомеровский период
- Вопрос 27 Архаический период
- Вопрос 28 Классический период
- Вопрос 29 Эллинистический период
- Вопрос 30 Крито-микенское искусство
- Вопрос 31 Комплекс Афинского акрополя
- Вопрос 32 Скульптура Древней Греции. Общая характеристика
- Вопрос 33 Архитектура др. Греции. Общая характеристика.
- Вопрос 34 Живопись древней Греции. Общая характеристика
- Творчество Дюрера и Брейгеля
- Иероним Босх и его фантосмогории
- Стиль классицизм. Общая характеристика
- 5. Характерные черты искусства маньеризма, 6. Происхождение маньеризма. Представители
- 7. Стиль рококо. Представители и происхождение.
- 8. Скульптура маньеризма
- 9.Творчество Эль Греко и его принадлежность к искусству маньеризма.
- 11. Лувр
- 12. Версаль
- 13. Архитектура Франции 17-18 вв
- 14. Архитектура 17-18вв в Италии. Ранее борокко
- 15. Барокко в Италии
- 16. Творчество Рембранта
- 17. Творчество Караваджо
- 18. Скульптура барокко в Италии
- 19. Творчество Рубенса
- 20. Творчество Ван Дейка
- 21.Возрождение в Нидерландах «Гентский алтарь»
- 22. Северное возрождение. Германия
- 23. Творчество жл Давида
- 24. Зрелое барокко в Италии
- 25. Общая характеристика эпохи просвещения
- 26. Архитектура эпохи барокко.
- 27. Живопись эпохи барокко
- 28. Характерные черты эпохи классицизма
- 29. Творчество Энгера
- 30. Творчество Буше
- 31. Творчество ж-а Ватто
- 32. Творчества Фрагонара и Шардена
- 33. Собор Инвалидов в Париже