logo
пособие татара

Раздел 3. Живопись западноевропейских стран эпохи барокко

Барокко в живописи западноевропейских стран утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств. Во время контрреформации в искусстве произошло примирение материальной красоты классического наследия с духовным учением христианской церкви. Одновременно с этим новый «бунтующий» дух барокко придавал живописи, новую энергию, наполнив её светом, цветом и движением. В станковых картинах художников было заметно стремление добиться более сильного воздействия на чувства зрителей. Однако в каждой из сложившейся в тот период национальной школе живописи оно достигалось своими средствами и определялось конкретной позицией к искусству позднего Ренессанса.

Так, например, творчество итальянских художников Карраччи и Караваджо находилось в оппозиции по отношению к искусству маньеризма. Испании же, наоборот, были сильны традиции позднего маньеризма и их преодоление в творчестве Риберы, Сурбарана и в дальнейшем Веласкеса было плавным. Однако связь с придворной культурой здесь была очевидна. Доминирующие фигуры Рембрандта и Рубенса являются показателем различного культурного климата, сложившегося в протестантской Голландии и католической Фландрии. Разным было и проявление барокко в живописи этих стран. Во Фламандской живописи заметно влияние традиций Ренессанса, которые перерастают в яркие сценографические композиции. В Голландии активно развивается проблематика света, который начинает выполнять режиссирующую функцию и служит важнейшим средством в передаче психологического состояния живописных образов. Именно это разнообразие в методах подачи образной концепции и составляет суть европейского барокко.