logo
пособие татара

Предисловие

В истории культуры существуют эпохи и стили, особенно трудные для понимания. Методы, выработанные классической эстетикой и историографией, передают их сущность с очень большими искажениями. Подобным «каменеем преткновения» стало барокко. Его современное понимание, кажущееся чем-то достаточно естественным и самоочевидным, вырабатывалось на протяжении длительного времени. Особенно трудным было формирование концепции барокко в изобразительном искусстве. Негативные тенденции в его истолковании здесь продолжают сказываться и в настоящее время. Определённую значимость при решении подобной проблематики приобретают периоды истории, в которых происходит слом старой культурной парадигмы, в условиях которой сосуществуют теряющие силу, но не изжитые явления искусства и новые, ещё не устоявшиеся его проявления.

Концепция данного учебного пособия основана на рассмотрении основных направлений художественного творчества в западноевропейском искусстве XVII – начала XVIII веков в контексте «связи и разрыва времён». В связи с этим в первом разделе представлена аннотация исторической панорамы и художественной эстетики одной из противоречивых эпох Нового времени. Для искусства данного периода характерны двойственные, противоречивые формы, особая изощрённость – наряду с ясно выраженными рациональными тенденциями, опорой на бытовые жанры и стремлением к общедоступности в трактовке библейской тематики.

На примере важнейших памятников живописи и архитектуры прослеживается развитие основных национальных школ художественного творчества Западной Европы эпохи барокко. Автор предлагает рассмотрение как общеэстетических, так и самобытных традиций в изобразительном искусстве данного времени. Особое внимание при изучении архитектуры Римского барокко уделено сценографической концепции пространства в творчестве Бернини и Борромини. При изложении материала, посвящённому ведущим школам живописи эпохи барокко, на первый план выдвигается трактовка той образной концепции, которая связана с мировидением данного времени.

В пособии содержится определённая логика структурирования материала. Каждый раздел начинается с тезисов, объясняющих суть процесса на том или ином этапе. Изложение материала подчинено изучению творческого процесса с точки зрения выявления художественных идей и концепций, ведущих образно-смысловых линий и пластов, характерных для соответствующего этапа изобразительного искусства. Такой подход в значительной степени облегчает восприятие художественного материала, снимая излишние затруднения, связанные с избыточной спецификой искусствоведческой терминологии и аналитики, представленной в отечественных учебных изданиях.

Изложенный материал представлен в контексте исторических явлений и наиболее значимых событиях, происходящих в социокультурном пространстве данной эпохи. Одновременно с этим предпринимается попытка преодоления временной дистанции и приближение творчества художников эпохи барокко к современному мировосприятию,

В конце каждого раздела предлагается список вопросов и специальной литературы по данной теме. Подбор иллюстраций, предложенный в Приложении учебного пособия, даёт возможность увидеть особенности художественного метода в национальных школах изобразительного искусства Западной Европы эпохи барокко.

Положенный в основу пособия стиль изложения даёт возможность использования его не только в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки «Дизайн» и других творческих профессий, но и в качестве книги для индивидуального чтении.