19. Костюм Древнего Рима
Эстетический идеал красоты
Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.
Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.
В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
Ткани, цвет, oрнамент
Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.
Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
Рис. 1
Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь (рис. 1).
Мужской костюм
В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.
Рис. 2
Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
Туники (рис. 2) имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.
Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.
Рис. 3
Тога (рис. 3) представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.
В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
Рис. 4
В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула (рис. 4) — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.
С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами (рис. 5).
Рис. 5
Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.
В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.
Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.
Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.
Женский костюм
Рис. 6
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Женская туника по покрою не отличалась от мужской.
Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника (рис. 6). Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
Рис. 7
Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы (рис. 7).
В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу (рис. 8).
Рис. 8
В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.
В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.
Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.
Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.
20. Особенности материальной культуры Византии.
Экономическое положение Византии отличалось большей стабильностью и процветанием, чем западной части бывшей Римской империи. Это обеспечивалось за счет того, что:
у нее было лучшее стратегическое положение, поэтому она не подвергалась так часто разоряющим экономику набегам кочевых племен;
благодаря выгодному географическому положению, она имела активные торгово-посреднические связи между Европой и Азией;
здесь сохранились значительные массы свободного крестьянства и крестьянские общины, широко была распространена долгосрочная аренда земли, более интенсивная раздача земель рабам во временное пользование;
появились новые города как торгово-ремесленные и административные центры;
благодаря развитию торговли и оживленной жизни городов, активно развивалось ремесло (разведение шелковичного червя и выделка шелков, изготовление парчи, изделий из слоновой кости, стекла, ювелирные изделия с драгоценными камнями и яркими эмалями).
В области техники и механики Византия сохранила достижения античного мира. Они не были значительными с современной точки зрения. Описания дворца императора одним из путешественников включает в себя сцены приема посланников, во время которых в зале порхали и пели золотые птицы, вставали на задние лапы и поднимали рев золотые львы, а император со своим троном поднимался вверх и исчезал на глазах удивленных присутствующих.
Финансовая практика широко использовала кредитную систему (при императоре Юстиниане для заморских предприятий выдавался кредит под 12% годовых). "Банкирами" были золотых дел мастера. Государство имело систему налогообложения. Чтобы собирать налоги правительство превращало свободные товарищества ремесленников, судовладельцев, торговцев, общинную крестьянскую верхушку, в своего рода чиновничий аппарат, ответственный за сбор налогов. Государство при императоре Юстиниане пользовалось насильственной прирезкой пустующих земель к крестьянским хозяйствам, облагая их дополнительными налогами. К 11-12 вв. практически все крестьянство попало в крепостную зависимость, свободные крестьянские общины сохранились лишь на окраинах империи.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Жилище и интерьер Древнего Египта.
- Эволюция мебели в Древнем Египте.
- Развитие костюма в Древнем Египте.
- Развитие ремесла в древнем Египте
- 5. Жилища передней Азии. Интерьер и утварь.
- 6. Костюм переднеазиатских народов.
- 7. Особенности мебели передней Азии.
- 8. Материальная культура Крито-Микен.
- 10. Жилище античной Греции. Особенности интерьера.
- 11. Костюм античной Греции.
- 12. Мебель и посуда античной Греции. Эволюция форм.
- 13. Материальная культура Этрурии.
- 14. Жилище и интерьер этрусков
- 15. Костюм этруссков.
- 16. Эволюция римского Дома.
- 17. Типы жилища в Древнем Риме.
- 18. Интерьер и мебель в Римском жилище.
- 19. Костюм Древнего Рима
- 21. Эволюция костюма в Византии.
- 22. Интерьер и мебель Византии.
- 23. Жилища раннего средневековья и в Романский период.
- 24. Донжон. Пример вертикального зонирования.
- Любопытные факты
- 25. Костюм раннего средневековья и в Романский период.
- 26. Особенности застройки средневекового города.
- 27. Жилища и интерьер в период готики.
- 28. Костюм готического периода.
- 30. Мебель готического стиля.
- 30. Мебель готического стиля.
- 31. Жилище и интерьер эпохи Возрождения. Национальные различия.
- 32. Итальянский костюм эпохи Возрождения.
- 33. Испанский костюм эпохи Возрождения, его влияние на Европейский костюм.
- 34. Французский вариант барокко. Интерьер.
- 35. Мебель французского барокко.
- 36. Эволюция костюма во Франции при Людовике хiy.
- 37. Барокко в Англии.
- 38. Стиль рококо. Особенности развития интерьера.
- 39. Мебель стиля рококо во Франции и Англии. В чем различие.
- 40. Закономерность появления стиля классицизма во Франции. Интерьер и мебель.
- 41. Костюм эпохи классицизма.
- Выработка общего типа городского европейского костюма в начале XIX века
- Основные формы и ассортимент одежды. Ткани, цвет, орнамент Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир
- Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды.
- Костюм 1870—1890 годов
- 42. Классицизм в Англии. Интерьер и мебель.
- 43. Дендизм в Англии.
- 44. Характеристика стиля ампир. Мебель и костюм.
- 45. Влияние Французской революции на развитие костюма. Мужской костюм в XIX веке.
- 46. Стиль Бидермейер.
- 47. Романтизм в костюме.
- 48. Маккартизм в интерьере.???
- 49. Смена стилевых течений в хiх веке. Интерьер и мебель.
- 50. Смена стилевых течений в хiх веке. Костюм.
- 51. Характеристика стиля модерн в интерьере, мебели и костюме.
- 52. Развитие костюма в 10-х-30-х годах хх века.
- 53. Новый способ формообразования - конструктивизм.
- 54. Русский национальный костюм х - хiy века. Ткани, цвет, орнамент
- Костюм X-XIV веков (Киев, Новгород)
- Мужской костюм
- Женский костюм
- 55. Русский национальный костюм хiy - хyii века.
- 56. Реформы Петра I. Придворный костюм после петровского времени.
- 57. Екатерина II и ее указ о придворной одежде.
- 58. Русский костюм хiх века. Сословные различия.
- 59. Русский костюм конца хiх - начала хх века. Первые модельеры.
- 61. Значение дерева в строительстве и интерьере русского дома.
- 62. Жилой дом допетровского времени.
- 63. Жилые застройки послепетровского времени.
- 65. Развитие мебельного производства в России в хyiii веке.
- 66 Мебель начала хiх века. Россия.
- 67. Ансамблевый характер русского интерьера хyiii века.
- 68. Роспись по дереву.
- 69. Русский фарфор.
- 70. Возрождение промыслов. Роль профессиональных художников.