58. Русский костюм хiх века. Сословные различия.
Россия XIX в. по социальному составу представляет пеструю картину. Столичная буржуазия, крупные заводчики, финансисты, чей быт и обычаи подвергались реформации еще во времена Петра I и Екатерины II, примыкают к дворянской аристократии. Провинциальное купечество и мещане отличаются от аристократии своим вкусом и костюмом. Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени. Сословный характер русского костюма XIX в. прекрасно передан в известной картине Федотова «Сватовство майора». Здесь и сваха в яркой кофте мещанки 40-х гг., и отец — купец в сюртуке, и мать — купчиха в богатом ярком шелковом платье с неизменной шалью на плечах, , и сама невеста в платье на кринолине из французского шелка, тоже с кружевной шалью. Начиная с середины XIX в. в России появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянства и интеллигенции. Славянофилы, отрицавшие все европейское, широко пропагандировали возврат к допетровской русской одежде. Многие из них в 40-50-е гг. надели русские рубахи-косоворотки, поддевки, заправляли брюки в сапоги. Это бездумное подражательство внешним формам старины родило моду на «русский стиль» в одежде. Новые эстетические принципы простоты, удобства, скромности утверждает в своем костюме демократическая интеллигенция: темные ситцевые или полотняные мужские косоворотки, надеваемые поверх брюк с поясом, холщовые блузы-толстовки. В женском платье отсутствуют ватные прокладки, турнюр заменен небольшой мягкой драпировкой, бантом или концами подобранной туники. Такой костюм мы видим на картине Нестерова «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой». В последней трети XIX в. формируется и костюм фабричных рабочих. У мужчин — темные косоворотки, опоясанные ремнем, жилеты, пиджаки, брюки, заправленные в сапоги. У женщин — парочки: сарафан и кофта из одной ткани, головной и наплечный платок, фартук. Праздничная одежда следовала общепринятой моде, но была без турнюров и драпировок на юбке. Для будничной одежды применялись ситец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной — недорогой шелк, полушелковые и полушерстяные ткани.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Жилище и интерьер Древнего Египта.
- Эволюция мебели в Древнем Египте.
- Развитие костюма в Древнем Египте.
- Развитие ремесла в древнем Египте
- 5. Жилища передней Азии. Интерьер и утварь.
- 6. Костюм переднеазиатских народов.
- 7. Особенности мебели передней Азии.
- 8. Материальная культура Крито-Микен.
- 10. Жилище античной Греции. Особенности интерьера.
- 11. Костюм античной Греции.
- 12. Мебель и посуда античной Греции. Эволюция форм.
- 13. Материальная культура Этрурии.
- 14. Жилище и интерьер этрусков
- 15. Костюм этруссков.
- 16. Эволюция римского Дома.
- 17. Типы жилища в Древнем Риме.
- 18. Интерьер и мебель в Римском жилище.
- 19. Костюм Древнего Рима
- 21. Эволюция костюма в Византии.
- 22. Интерьер и мебель Византии.
- 23. Жилища раннего средневековья и в Романский период.
- 24. Донжон. Пример вертикального зонирования.
- Любопытные факты
- 25. Костюм раннего средневековья и в Романский период.
- 26. Особенности застройки средневекового города.
- 27. Жилища и интерьер в период готики.
- 28. Костюм готического периода.
- 30. Мебель готического стиля.
- 30. Мебель готического стиля.
- 31. Жилище и интерьер эпохи Возрождения. Национальные различия.
- 32. Итальянский костюм эпохи Возрождения.
- 33. Испанский костюм эпохи Возрождения, его влияние на Европейский костюм.
- 34. Французский вариант барокко. Интерьер.
- 35. Мебель французского барокко.
- 36. Эволюция костюма во Франции при Людовике хiy.
- 37. Барокко в Англии.
- 38. Стиль рококо. Особенности развития интерьера.
- 39. Мебель стиля рококо во Франции и Англии. В чем различие.
- 40. Закономерность появления стиля классицизма во Франции. Интерьер и мебель.
- 41. Костюм эпохи классицизма.
- Выработка общего типа городского европейского костюма в начале XIX века
- Основные формы и ассортимент одежды. Ткани, цвет, орнамент Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир
- Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды.
- Костюм 1870—1890 годов
- 42. Классицизм в Англии. Интерьер и мебель.
- 43. Дендизм в Англии.
- 44. Характеристика стиля ампир. Мебель и костюм.
- 45. Влияние Французской революции на развитие костюма. Мужской костюм в XIX веке.
- 46. Стиль Бидермейер.
- 47. Романтизм в костюме.
- 48. Маккартизм в интерьере.???
- 49. Смена стилевых течений в хiх веке. Интерьер и мебель.
- 50. Смена стилевых течений в хiх веке. Костюм.
- 51. Характеристика стиля модерн в интерьере, мебели и костюме.
- 52. Развитие костюма в 10-х-30-х годах хх века.
- 53. Новый способ формообразования - конструктивизм.
- 54. Русский национальный костюм х - хiy века. Ткани, цвет, орнамент
- Костюм X-XIV веков (Киев, Новгород)
- Мужской костюм
- Женский костюм
- 55. Русский национальный костюм хiy - хyii века.
- 56. Реформы Петра I. Придворный костюм после петровского времени.
- 57. Екатерина II и ее указ о придворной одежде.
- 58. Русский костюм хiх века. Сословные различия.
- 59. Русский костюм конца хiх - начала хх века. Первые модельеры.
- 61. Значение дерева в строительстве и интерьере русского дома.
- 62. Жилой дом допетровского времени.
- 63. Жилые застройки послепетровского времени.
- 65. Развитие мебельного производства в России в хyiii веке.
- 66 Мебель начала хiх века. Россия.
- 67. Ансамблевый характер русского интерьера хyiii века.
- 68. Роспись по дереву.
- 69. Русский фарфор.
- 70. Возрождение промыслов. Роль профессиональных художников.