22. Интерьер и мебель Византии.
Огромная древнеримская империя разделилась на две самостоятельные части в 395 г. н. э. Восточная часть ее приняла название Византийского государства. Несмотря на то, что оно просуществовало более тысячелетия (с IV по ХV вв.) и оставило нам памятники архитектуры и многочисленные произведения прикладного искусства в виде тканей, эмалей и миниатюр, собственно византийской мебели до нас не дошло. Являясь наследниками и продолжателями древнеримской культуры, византийцы сохранили и всю римскую меблировку жилища. Они делали свою мебель, так же как и древние римляне, из дерева, мрамора и металла. Благодаря той роскоши, которая проникла в древний Рим еще в III в. н. э. С завоеванием богатейших восточных провинций, применение неумеренного количества драгоценных материалов стало господствующим в мебельном производстве Рима. После перенесения столицы на берега Босфора и разделения империи влияние восточной роскоши еще более возросло. Известно, что царствовавший в VI в. н. э. император Юстин II приказал сделать для себя трон с киворием над ним из чистого золота с драгоценными камнями; четыре колонны кивория поддерживали купол, венчавший верхнюю часть трона. Над троном возвышалась летящая фигура богини победы, державшая в руке лавровый венок. К VI же веку относится и трон Максимиана, епископа Провинциального города Равенны, весь обложенный пластинками из слоновой кости с барельефами на религиозные темы, отделенными друг от друга полосками орнаментов. На передней стороне трона, к сожалению, утратившего многие из своих рельефов, сохранилось пять больших рельефных изображений человеческих фигур, помещенных под арочками в нишах. Сверху и снизу этого фриза тянутся две широкие полосы с орнаментом, изображающим виноградные лозы, между которыми порхают птицы и бродят разные звери. Угловые вертикальные столбики трона сплошь покрыты вьющимся орнаментом и оканчиваются вверху круглыми шишками. Задняя спинка трона была полукруглая и глухая, прорезных частей на ней нет. Следует отметить, что в Византии, наряду с отходом от традиций античного искусства и увлечением роскошью, богатство материала, употребляемого для изготовления предметов византийской мебели, стало преобладать над изяществом и красотою самых форм византийской мебели. Это обстоятельство обусловило почти полное уничтожение предметов обстановки византийского жилища. Оно сыграло не последнюю роль при разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 г., а также и при окончательном его падении в августе 1454 г., когда войска Магомета II взяли город приступом. На территории бывшей Византийской империи предметов обстановки не сохранилось совсем и лишь в Италии (кроме Равенны, где хранится трон Максимиана) остались в старинных церквах Терамо, Бари, Монте Сант Анджело и Каноссы несколько кафедр и отдельных мест для сидения высших чинов духовенства. Они представляют собою массивные мраморные кресла типа тронов, с тяжелыми и пышными формами перерожденного античного орнамента с инкрустацией из золота и цветных камней, массой фантастических животных и птиц, украшающих их боковые части. Включение в композицию всего этого животного и фантастического мира, как бы подчиненного и прислуживающего сидящему на них лицу, служило целям идеологического воздействия на психику окружающей епископа паствы. Кроме того, сохранилось довольно много изображений византийской мебели на миниатюрах и на створках диптихов. В меблировке византийских жилищ особенно большую роль играли великолепные шелковые узорные ткани местного производства. Из этих тканей, помимо одежд, делали занавеси, скатерти, покрывала и мягкие подушки для сидения на стульях, креслах, лавках и диванах. Кроме предметов обстановки, употреблявшихся в древнеримском жилище, византийцы пользовались низкими и мягкими тахтами и диванами, заимствованными из стран Востока. Византийская мебель, помимо резьбы и вставок из слоновой кости, обильно украшалась инкрустацией из смальты, драгоценных металлов и камней. Делалась византийская мебель и сплошь из металла - из серебра и золота, как, например, трон Юстина II. ***Диптихом называются две створки переплета из слоновой кости, соединенные между собою. Между ними вкладывался императорский указ о назначении консулов. Диптихи встречаются между 480 и 541 гг. н. э.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Жилище и интерьер Древнего Египта.
- Эволюция мебели в Древнем Египте.
- Развитие костюма в Древнем Египте.
- Развитие ремесла в древнем Египте
- 5. Жилища передней Азии. Интерьер и утварь.
- 6. Костюм переднеазиатских народов.
- 7. Особенности мебели передней Азии.
- 8. Материальная культура Крито-Микен.
- 10. Жилище античной Греции. Особенности интерьера.
- 11. Костюм античной Греции.
- 12. Мебель и посуда античной Греции. Эволюция форм.
- 13. Материальная культура Этрурии.
- 14. Жилище и интерьер этрусков
- 15. Костюм этруссков.
- 16. Эволюция римского Дома.
- 17. Типы жилища в Древнем Риме.
- 18. Интерьер и мебель в Римском жилище.
- 19. Костюм Древнего Рима
- 21. Эволюция костюма в Византии.
- 22. Интерьер и мебель Византии.
- 23. Жилища раннего средневековья и в Романский период.
- 24. Донжон. Пример вертикального зонирования.
- Любопытные факты
- 25. Костюм раннего средневековья и в Романский период.
- 26. Особенности застройки средневекового города.
- 27. Жилища и интерьер в период готики.
- 28. Костюм готического периода.
- 30. Мебель готического стиля.
- 30. Мебель готического стиля.
- 31. Жилище и интерьер эпохи Возрождения. Национальные различия.
- 32. Итальянский костюм эпохи Возрождения.
- 33. Испанский костюм эпохи Возрождения, его влияние на Европейский костюм.
- 34. Французский вариант барокко. Интерьер.
- 35. Мебель французского барокко.
- 36. Эволюция костюма во Франции при Людовике хiy.
- 37. Барокко в Англии.
- 38. Стиль рококо. Особенности развития интерьера.
- 39. Мебель стиля рококо во Франции и Англии. В чем различие.
- 40. Закономерность появления стиля классицизма во Франции. Интерьер и мебель.
- 41. Костюм эпохи классицизма.
- Выработка общего типа городского европейского костюма в начале XIX века
- Основные формы и ассортимент одежды. Ткани, цвет, орнамент Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир
- Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды.
- Костюм 1870—1890 годов
- 42. Классицизм в Англии. Интерьер и мебель.
- 43. Дендизм в Англии.
- 44. Характеристика стиля ампир. Мебель и костюм.
- 45. Влияние Французской революции на развитие костюма. Мужской костюм в XIX веке.
- 46. Стиль Бидермейер.
- 47. Романтизм в костюме.
- 48. Маккартизм в интерьере.???
- 49. Смена стилевых течений в хiх веке. Интерьер и мебель.
- 50. Смена стилевых течений в хiх веке. Костюм.
- 51. Характеристика стиля модерн в интерьере, мебели и костюме.
- 52. Развитие костюма в 10-х-30-х годах хх века.
- 53. Новый способ формообразования - конструктивизм.
- 54. Русский национальный костюм х - хiy века. Ткани, цвет, орнамент
- Костюм X-XIV веков (Киев, Новгород)
- Мужской костюм
- Женский костюм
- 55. Русский национальный костюм хiy - хyii века.
- 56. Реформы Петра I. Придворный костюм после петровского времени.
- 57. Екатерина II и ее указ о придворной одежде.
- 58. Русский костюм хiх века. Сословные различия.
- 59. Русский костюм конца хiх - начала хх века. Первые модельеры.
- 61. Значение дерева в строительстве и интерьере русского дома.
- 62. Жилой дом допетровского времени.
- 63. Жилые застройки послепетровского времени.
- 65. Развитие мебельного производства в России в хyiii веке.
- 66 Мебель начала хiх века. Россия.
- 67. Ансамблевый характер русского интерьера хyiii века.
- 68. Роспись по дереву.
- 69. Русский фарфор.
- 70. Возрождение промыслов. Роль профессиональных художников.