66 Мебель начала хiх века. Россия.
В конце XIX в. изменяется стилистика мебели. В 70— 80-е годы широкое распространение получает мебель П. Гамбса—владельца одной из старейших мебельных мастерских Петербурга, показанная им впервые на Выставке промышленных изделий Российской империи (1849). Мебельные изделия фирмы Гамбса по характеру близки формам рококо. Стулья, кресла и диваны обрамляли по контуру деревянным ободком сложного профиля. Мебель отличалась комфортабельностью. Спинки мягких стульев, кресел, диванов часто делали стегаными.
В отделке мебели большое распространение получили золоченая бронза, фарфор в виде врезанных медальонов, накладок, инкрустаций с цветочным орнаментом и пасторальными сценами, инкрустация различными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами. Введение в производство мебели химических масс, близких по цвету и рисунку черепаховым пластинкам, позволило создавать мебельные изделия под стиль Буля.
В 70—80-е годы широкое распространение также находит "кутаная" мебель, отделываемая оборками, драпировками, декоративными сетками сложного переплетения с кистями и бомбошками, широкой многоярусной бахромой, спускавшейся до самого пола, шнурами, кистями. Необходимым дополнением к обивке мягкой мебели являгэсь декоративно-обивочная тесьма сложного узорного переплетения, часто соединенная со жгутом различной толщины.
Гарнитуры кабинетов и столовых выполняли либо в стиле мебели эпохи Возрождения, либо барокко. Иногда стилизованную мебель дополняли подлинными фрагментами резьбы, обивали сохранившимися цветными и золотыми кожами XVI— XVII вв. испанской, итальянской и французской работы.
В конце XIX в. появляются также мебельные изде лия в псевдорусском стиле, формы которых противоречили как функциональному назначению предмета, так и подлинным традициям старинной и народной мебели. Характерным примером такой мебели является кресло с дугой-спинкой и подлокотниками в виде топоров.
Конец XIX—начало XX в. в России характеризуется становлением капиталистической системы хозяйства, развитием промышленности, ростом городов, появлением новых социальных идей и движений. Во второй половине XIX в. интенсивное капиталистическое развитие страны вызвало появление новых видов архитектурных сооружений, не имеющих аналогов в прошлом: вокзалов, крытых рынков, универсальных магазинов, конторских зданий. Наиболее характерным видом городского здания этого времени являлся многоквартирный доходный дом. В. И. Ленин писал: "Рост торговли, фабрик, городов, железных дорог предъявляет спрос на совершенно иные постройки, непохожие ни по своей архитектуре, ни по своей величине на старинные здания патриархальной эпохи" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3, с. 530—531).
В конце XIX в. начали использовать железобетон, Классическая ордерная система, выражающая тектонику каменных стоечно-балочных и стеновых конструкций, оказалась несовместимой с новыми конструктивными решениями, подчинявшимися иным тектоническим принципам и пропорциональным закономерностям.
В последнее десятилетие века начинает все активнее проявляться стиль модерн как в архитектуре, так и в решении интерьеров и мебели. В России это направление характеризуется рядом индивидуальных признаков. Отличительной чертой модерна, как известно, было противопоставление его эклектизму. В русской архитектуре стиль модерн в чистом виде встречается сравнительно редко, как правило, в него вносят элементы различных стилей. Для архитектуры стиля модерн характерно обращение к новым строительным и облицовочным материалам, применение металла, керамики, облицовочного кирпича, больших поверхностей стекла. Мастера модерна стремились к более полному соответствию композиции сооружения его функции, учету санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к архитектуре.
Большой вклад в развитие архитектуры модерна внес Ф, О. Шехтель (1859—1926). Ему принадлежат такие со оружения, как особняки Морозовой, Рябушинского, Де-рожинской, здание Ярославского вокзала и здание Художественного театра в Москве.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Жилище и интерьер Древнего Египта.
- Эволюция мебели в Древнем Египте.
- Развитие костюма в Древнем Египте.
- Развитие ремесла в древнем Египте
- 5. Жилища передней Азии. Интерьер и утварь.
- 6. Костюм переднеазиатских народов.
- 7. Особенности мебели передней Азии.
- 8. Материальная культура Крито-Микен.
- 10. Жилище античной Греции. Особенности интерьера.
- 11. Костюм античной Греции.
- 12. Мебель и посуда античной Греции. Эволюция форм.
- 13. Материальная культура Этрурии.
- 14. Жилище и интерьер этрусков
- 15. Костюм этруссков.
- 16. Эволюция римского Дома.
- 17. Типы жилища в Древнем Риме.
- 18. Интерьер и мебель в Римском жилище.
- 19. Костюм Древнего Рима
- 21. Эволюция костюма в Византии.
- 22. Интерьер и мебель Византии.
- 23. Жилища раннего средневековья и в Романский период.
- 24. Донжон. Пример вертикального зонирования.
- Любопытные факты
- 25. Костюм раннего средневековья и в Романский период.
- 26. Особенности застройки средневекового города.
- 27. Жилища и интерьер в период готики.
- 28. Костюм готического периода.
- 30. Мебель готического стиля.
- 30. Мебель готического стиля.
- 31. Жилище и интерьер эпохи Возрождения. Национальные различия.
- 32. Итальянский костюм эпохи Возрождения.
- 33. Испанский костюм эпохи Возрождения, его влияние на Европейский костюм.
- 34. Французский вариант барокко. Интерьер.
- 35. Мебель французского барокко.
- 36. Эволюция костюма во Франции при Людовике хiy.
- 37. Барокко в Англии.
- 38. Стиль рококо. Особенности развития интерьера.
- 39. Мебель стиля рококо во Франции и Англии. В чем различие.
- 40. Закономерность появления стиля классицизма во Франции. Интерьер и мебель.
- 41. Костюм эпохи классицизма.
- Выработка общего типа городского европейского костюма в начале XIX века
- Основные формы и ассортимент одежды. Ткани, цвет, орнамент Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир
- Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды.
- Костюм 1870—1890 годов
- 42. Классицизм в Англии. Интерьер и мебель.
- 43. Дендизм в Англии.
- 44. Характеристика стиля ампир. Мебель и костюм.
- 45. Влияние Французской революции на развитие костюма. Мужской костюм в XIX веке.
- 46. Стиль Бидермейер.
- 47. Романтизм в костюме.
- 48. Маккартизм в интерьере.???
- 49. Смена стилевых течений в хiх веке. Интерьер и мебель.
- 50. Смена стилевых течений в хiх веке. Костюм.
- 51. Характеристика стиля модерн в интерьере, мебели и костюме.
- 52. Развитие костюма в 10-х-30-х годах хх века.
- 53. Новый способ формообразования - конструктивизм.
- 54. Русский национальный костюм х - хiy века. Ткани, цвет, орнамент
- Костюм X-XIV веков (Киев, Новгород)
- Мужской костюм
- Женский костюм
- 55. Русский национальный костюм хiy - хyii века.
- 56. Реформы Петра I. Придворный костюм после петровского времени.
- 57. Екатерина II и ее указ о придворной одежде.
- 58. Русский костюм хiх века. Сословные различия.
- 59. Русский костюм конца хiх - начала хх века. Первые модельеры.
- 61. Значение дерева в строительстве и интерьере русского дома.
- 62. Жилой дом допетровского времени.
- 63. Жилые застройки послепетровского времени.
- 65. Развитие мебельного производства в России в хyiii веке.
- 66 Мебель начала хiх века. Россия.
- 67. Ансамблевый характер русского интерьера хyiii века.
- 68. Роспись по дереву.
- 69. Русский фарфор.
- 70. Возрождение промыслов. Роль профессиональных художников.