logo
Lektsii_I_O_8-12

Леонардо да Винчи.

Современник Боттичелли. Флорентийский мастер. Во многих чертах близкий к традиции Раннего Возрождения. Тип универсального человека. Его наследие огромно - он увлекался анатомией, ботаникой, физикой, математикой. Как художник он всегда видел бесконечное многообразие индивидуального. Как ученый хотел вывести закон построения идеального произведения искусства. Как эмпирик испытывал трудности в формах синтеза конкретного и типического, замкнутого и статичного с вечным движением, пронизывающим мир - чтобы передать это вводит «сфуматто» - дымку. Приглушает тона, интерес к сумрачному освещению - желание передать скользящую светотень, в отличие от статичной светотени Раннего Возрождения. Интерес к мимике и жесту - как к средству передачи состояния человеческой души каждого конкретного человека. Проблема соотношения реального осязаемого мира и идеальной гармонии - проблема законченности произведения искусства. Рисунок играет огромную роль (Рисунок человеческой кисти) - суммирование рисунка в произведениях искусства.

Начинал работу в мастерской Верроккьо.

Портрет Джиневры деи Бенчи., 1475-76.

На заднем плане изображает можжевельник, название которого созвучно имени женщины. Экспериментирует с источниками освещения - их два - один находится в пространстве зрителя, второй скрыт за кустом можжевельника. Это создает подвижную светотень. В пейзаже появляется изображение туманных далей.

Мадонна Бенуа, ок. 1478 г.

носит юношеский характер. Пропорциональность несколько нарушена - слишком большой ребенок. Но в отдельных пропорциях - все соблюдено. Близость к Боттичелли в игре складок одежды, в написании волос. Композиция очень гармонична. Сочетание треугольника и круга в обхвате рук Мадонны. Линия и прозрачная светотень, передаваемая за счет тонких лиссеровочных слоев. Два источника света - возможность скользящей светотени.

Мадонна Литта.

Мадонна - млекопитательница. Довольно старая иконографическая схема. Ландшафт - голубой цвет. Щегленок - символ смерти. Подчеркнутая линеарность.

Картон «Поклонение волхвов», 1480-е.

Композиция трудно читаема. Содержит в себе замыслы других произведений: на заднем плане мы видим сражение. Интересна техника исполнения, сочетающая в себе линеарный рисунок и рисунок, исполненный кистью.

«Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта Мария делла Грация в Милане, 1495-97.

Сильно разрушена, так как написана по сухому с добавлением масла. Расчет эффекта пространственного продолжения. Преграда - стол. В отличие от более ранних толкований этого сюжета - акцент не на учреждении таинства, а на теме предательства. Продуманность жестов. Нарастание реакции по мере приближения к фигуре Христа. Христос - абсолютное спокойствие. Ощущение внутреннего напряжения. Схождение перспективных линий в лике Христа.

Картон «Святое Родство», 1499.

Картон фактически превращается в монохромную картину. Пирамидальность соединяется с круговоротом движения. Лицо Анны и Марии одинаково. Жест Анны - Рафаэль возьмет его для своей «Афинской школы». Опущенные глаза, легкая улыбка.

Святое родство.

Жесткость композиции. Все сковано по сравнению с рисунком. Пейзаж абстрактный, но художник пытается передать в нем переходное состояние природы.

Джоконда, 1503-04.

Квинтэссенция флорентийского Возрождения. Здесь модель только дает толчок для некого обобщения. Сочетание образа человека и образа природы. Улыбка - начало и конец движения. Тема потепления и холода в пейзаже. Поднятость над миром. Улыбка и туман.