logo
Lektsii_I_O_8-12

Тициан.

По складу личности отличается от Джорджоне, хотя первый период творчества был отмечен тяготением к джорджонизму. Его творчество насыщено огромной жизненной силой. Тициан в своих произведениях воздействует непосредственно на эмоции зрителя с помощью передачи чувственных ценностей материального мира. В искусстве Тициана происходит удивительный синтез чувства конкретного, индивидуального с духом античности.

1500-1516 - ранний период его творчества с заметным влиянием Джорджоне.

1516-1540 - мощный подъем творчества Тициана. Два основных жанра - большие алтарные композиции и мифологический жанр.

1540-1576 - позднее творчество. Проявилось воздействие маньеризма. Исчез локальный цвет. Он начинает писать почти однородно, передавая чувство единой материи. Картина будет наполняться внутренним драматизмом. Экспрессивность формы будет подчеркиваться открытостью мазка - часто он картину как скульптуру будет лепить пальцами.

Noli me tangere, 1511-12.

Растворенность фигур в пейзаже. Тонкое сочетание голубых и винно-красных тонов.

Любовь земная и любовь небесная, 1515 -1516.

Изображены две женские фигуры - нагая и одетая, сидящие около римского саркофага. Состояние колебания - в пейзаже изображен закат. При всей идеальности пейзажа много конкретных деталей: охотник, травящий зайца. Еще нет целостного пространственного решения. Отделенность фигур переднего плана от фона.

Вознесение Марии (Ассунта), 1516-18.

Отсутствие ландшафта. Попытка передать эффект явления. Все фигуры застеснены на переднем плане. Контраст между нижней зоной, где находятся апостолы, и верхней, где размещена фигура возносящейся Богоматери. Нижняя часть погружена в тень, фигуры апостолов полны движения. Фигура Мадонны поднимается в сиянии вверх на облаке. Яркий свет золотистых небес.

Мадонна Пезаро, 1526.

Использует традиционный тип sacra conversazione. Однако изображает ее Тициан не фронтально, а под углом. Тип гигантской архитектуры. Усиление стереометричности за счет введение мотива облака, на котором летит путти, несущий крест. Абсолютная отключенность от зрителя, на нас смотрит только Джованни Пезаро.

Введение во храм, 1538.

Длина - 8 м, высота - 3,5 м. Использование эффекта протяженности пространственных цезур. Центр - маленькая девочка.

Вакх и Ариадна, 1522-1523.

Цветность. Огромная поверхность синего неба, покрытого золотыми звездами. Мерцание поверхности за счет нанесения лаков неравной толщины. Использование эффекта динамического равновесия для создания иллюзии полета Вакха.

Венера Урбинская, 1538.

Повторяет позу «Спящей Венеры» Джорджоне. Венера изображена бодрствующей. Вместо пейзажа - интерьер с двумя служанками, ищущими платья. Все строится на контрастах и сочетании темно-красных и темно-зеленых тонов. Удивительная передача эффекта теплой женской кожи. Зеленый цвет камней браслета и кольца, контраст к цвету кожи. Тициан наделяет женщину ощущением божественности.

В 1540-х годах начинается кризис творчества Тициана, связанный с изменением его художественной манеры.

Особенно хорошо это видно на примере его «Данай».

Даная, 1544.

Даная, 1553-54.

Больше деталей, больше движения, изменяются пропорции женского тела. Появляется фигура старухи.

Венера с органистом, 1548.

Музыка как чувственная игра. Нарушение гармонии за счет утрирования перспективы в панораме сада.

Для позднего периода творчества Тициана характерен расцвет портрета.

Портрет папы Павла Ш Фарнезе с племянниками Александром и Октавом, 1546.

Незакончена. Композиция не выстроена. Тревога в передаче движения и в цвете. Ощущение заговора.

Портрет Карла У в битве при Мюльберге, 1548.

Конный парадный портрет. Тема, которая впоследствии будет продолжена Веласкесом. Сопоставление красного и розового цветов. Сумрачность освещения.

Портрет Карла У у окна.

Карл У после передачи власти Филиппу П удалился в монастырь в Юсте. При том, что использована схема парадного портрета - удивительная интимность. Тициан изображает человека, уставшего от власти.

Автопортрет, 1567-68.

Представляет себя как мудреца-философа. Почти монохромный портрет. Эффект освещения с выделением лица.

Портрет Якопо Страда, 1567-68.

Антиквар, со статуей в руке. Репрезентативность постановки модели. Явное воздействие концепции маньеристического портрета.

Кающаяся Мария Магдалена, 1565.

На фоне сумрачной природы. Драматизированная красота. Тема экстаза, религиозной страсти, преображающей красоту.

Св.Себастьян, 1570.

Незакончена. Живописная манера, которую исследователи назвали ultima maniera. Фигура св. Себастьяна выдвигается на передний план. Вокруг нет пейзажа. Все погружено в какой-то странный вихрь. Фигура св. Себастьяна подобна триумфальному столбу среди клубящегося хаоса. Открытая манера письма. На коленях св. Себастьяна при ближайшем рассмотрении можно разглядеть следы пальцев Тициана.

Пьета, 1570-76.

Незакончена. На фоне маньеристической архитектуры размещена сцена оплакивания. Трудная диагональ. Использование открытых в эмоциональном плане моментов - кричащая Мария Магдалена и подползающий на коленях св.Иероним. В фоне - золотая конха с изображением пеликана - символ Христа.

Лекция 11.

Кроме позднего творчества Тициана к позднему Возрождению в Венеции мы относим творчество еще двух мастеров - Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе, и Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто.

Веронезе.

В его творчестве отразился богатый спектр местных традиций. Веронский колорит - с любовью к розовым и светло-серебристым тонам. Веронезе был наделен даром декоратора. Он строил сложные композиции, вытянутые по горизонтали. Он любил изображать праздничную натуру. Для него сюжетная линия оказывается неважной, он как бы скользит по поверхности, наслаждаясь красочной звучностью. Влияние маньеризма на творчество Веронезе проявилось в некоторой перегруженности композиций его работ, в интересе к бурному движению и закрученным формам.

Росписи виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, ок. 1561 г.

связана с именем Даниэле Барбаро, известного комментатора Витрувия. Здание выстроил Андреа Палладио. Тема воспроизведения древнеримской villa suburbana. Программа очень сложна, хотя в ее основе лежит попытка приблизиться к воспроизведению характера росписей древнеримских вилл. Тема фантастической архитектуры, которая расширяет рамки реального архитектурного пространства.

Угол анфилады.

Фрагмент пейзажа.

Синьора Барбаро с кормилицей.

Фрагмент зала Вакха.

Фрагмент зала собаки.

В историю искусства Веронезе вошел как мастер пиров, первым из которых был -

Пир в Кане Галилейской, 1562-1563.

10 х 7 м2. Нет акцента на главных персонажах. Стихия праздника, снисходящая к нам. Одежда - современная венецианская. Пульсирующее движение. Пространство построено с применением принципов театральной архитектуры.

Семейство Дария перед Александром Македонским, 1565-1567 г.

усиливается горизонтальность. В качестве организующего композицию фона используется архитектура близкая к палладианскому типу. Цветовая среда высветлена. Основой служат лимонно-желтые тона. Все распадается на огромное количество деталей с элементами экзотики.

Пир в доме Тита Левия, 1573.

13 х 5,5 м2. Предназначалась для трапезной церкви Сан Джованни э Паоло. Изображена Тайная вечеря. Вся сцена как бы спрятана в невероятном обилии фигур. Опять организующим мотивом композиции является архитектура, которая задает ритм и четко делит пространство. Архитектура продолжается и вне намеченного пространства - в раме, повторяющей отдельные элементы ордерного декора. Сюжетная неясность привела Веронезе к конфликту с заказчиком, разрешить который был призван суд святой инквизиции. В частности, Веронезе был задан вопрос: «Почему вместо Марии Магдалены у ног Христа изображена собака?». Сохранилась запись процедуры допроса художника: « - Вы в самом деле считаете, что все эти люди присутствовали на Тайной Вечере? - Нет, я полагаю, что там были только Господь наш Иисус Христос и его ученики. - Почему же Вы изобразили всех остальных? - На холсте заказанного размера оставалось много места, и я подумал, что могу заполнить его по своему усмотрению». В результате - картина изменила свое название и этим ограничилось наказание художнику.

Плафон палаццо Дожей «Триумф Венеции», 1583.

Венеция, парящая в облаках. Попытка изобразить фигуры, используя принцип di sotto in su. Несколько странное сочетание фигур и заданного пространства.