logo
Lektsii_I_O_8-12

Лекция 10.

В творчестве позднего Микеланджело, противопоставившего художественную спиритуализацию идеализму формы возрождения уже были заложены черты, которые определили такое течение позднего итальянского Возрождения как маньеризм. Сам термин очень условен. Долгое время искусство маньеристов рассматривалось как упадок искусства Возрождения. Однако. Это была особая эпоха, связанная с кризисом идей антропоцентризма. И в этом смысле маньеризм представляет собой достаточно органический всплеск, связанный с отрицанием классической гармонии. Ранний маньеризм (до 1540 г.) исходил из того, что делал Микеланджело, особенно из его рисунков, имевших широкое хождение и впоследствии переведенных в офорт Пармиджанино. Но в произведениях маньеристов нет духовной титанической напряженности. Есть усложненность рисунка и форм, их условность, некоторая расслабленность, холодность, аристократизм и утонченность, поэтому маньеризм хорошо приживался в патрицианских культурах - сначала во Флоренции, затем во Франции.

В преодолении маньеризма родится искусство барокко (торжество над субъективной личностью идеи Бога).

Школа Рафаэля - особое течение в маньеризме -

Джулио Романо. Роспись зала Гигантов в палаццо дель Те в Мантуе.

Идея иллюзорной архитектуры, разрушающей реальное пространство.

Андреа дель Сарто. Святое семейство, 1525.

Пропорции слишком тонкие. Подвижность и закрученность формы.