Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве 17 века.
В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей, что он одновременно «венец всего сущего», «краса Вселенной» — но и «квинт-эссенция праха», говоря словами Гамлета. Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает прежде всего искусство XVII столетия от Ренессанса. Это иное отношение к человеку выражено с необыкновенной ясностью и точностью тем же великим французским мыслителем Паскалем: «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий». XVII столетие — это не только искусство барокко, но и классицизм, и реализм. Мировоззрение Ренессанса строилось прежде всего на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Возрождение дало нам примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуальности. Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку; никогда не объединяются в одном лице. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью, с истинно бюргерской деловитостью. При всей своей противоречивости барокко вместе с тем имеет вполне выраженную систему изобразительных средств, определенные специфические черты. В нем преобладает в религиозной тематике интерес к сюжетам чудес и мученичества, где смогли ярко проявиться излюбленные для этого стиля гиперболичность, аффектированность, патетика. Последнее, впрочем, не менее характерно и для светских сюжетов. Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами. Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти (например, в плафоне) из пространства изображенного в пространство реальное. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, боскеты; городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и лепится форма. Оно нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы (которой столько сил отдали художники Кватроченто и с которой более вольно обращались мастера Высокого Возрождения) для усиления глубинности, иллюзии ухода в бесконечность. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимости от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет становятся основными видами искусства барокко. Натюрморт и пейзаж как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств этой эпохи. Место и время развития барокко — XVII век и прежде всего те страны, где торжествовали феодальные силы и католическая церковь. Это сначала Италия, где барокко нашло ярчайшее развитие в архитектуре (барочный Рим превалирует над современным и даже над античным), затем Испания, Португалия, Фландрия, оставшаяся под владычеством Испании, несколько позже — Германия, Австрия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа, Новый Свет. В XVIII в. барокко нашло своеобразное и блестящее развитие в России. Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. За исключением некоторых стран, оно затухает в Европе в начале XVIII в., уступая место рококо. Основные пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская,—хотя, несомненно, ими не исчерпывается все многообразие художественной жизни Западной Европы этого столетия.
Самым крупным явлением художественной жизни Франции был классицизм (представители этого направления Никола Пуссен, Клод Лоррен и другие живописцы), в котором нашли отражение общенациональные художественные идеалы, сложившиеся к 30-м годам 17 века. Основная этическая проблема — отношение человека и общественной среды — получила в нем глубокое отражение. Центральное место занял образ разумного, мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга. Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и республиканском Риме. В оценке человека теперь большое значение имели моральные элементы, понятие о норме, добродетели. Резко противополагались добро и зло, возвышенное и низменное. Основным содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, его страстями и разумом, порождавшие трагические конфликты. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга. Классицизм 17 века заключал в себе не только утопические идеалы, но и жизненные наблюдения, изучение душевных движений, психологии, поступков человека. Художники классицизма, выявляя общие типические особенности в характере, вместе с тем лишали образ индивидуального своеобразия. Они считали, что закономерности природы — ее тяготение к гармонии и равновесию целого — находят свое отражение в универсальных законах искусства, разработанных на основе традиций античности и итальянского Возрождения. Обязательным условием художественного произведения они считали симметрию, гармонию, единство времени и места действия, особую приподнятость художественного языка, поскольку содержанием картин были сюжеты «строгие, важные и полные мудрости». Эти канонизированные принципы часто уводили художников от правдивого отражения многообразия жизни, исполненной противоречий.
В то время как в центре внимания классицизма стояла исторически значительная личность, идеальный герой, мастера реалистического направления в произведениях отражали повседневную жизнь, искали индивидуальные характеры.
- Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве 17 века.
- Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко.
- Скульптура итальянского барокко. Синтез искусства в барокко. Творчество Бернини.
- Итальянская живопись конца 16 века- начала 17 века. Академизм и караваджизм живописи.
- Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса.
- Портрет в голландской живописи 17 века. Творчество Хальса.
- Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество Вермера.
- Пейзаж и натюрморт в голландской живописи 17 века.
- Творчество Рембранта Ван Рейна – вершина европейского искусства 17 века.
- Особенности испанского искусства конца 16 века – начала 17 века.
- Творчество Веласкеса.
- Классицизм во французской архитектуре 17 века, его особенности.
- Французская живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена.
- Стиль Рококо в европейском искусстве первой половины 18 века.
- Живопись Франции первой половины – середины 18 века. Творчество Ватто и Шардена.
- Французское искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида.
- Особенности итальянского искусства 18 века.
- Искусство Англии 18 века.