Портрет в голландской живописи 17 века. Творчество Хальса.
Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 1580—1666). В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, они вносили определенный взнос за право быть изображенными, и художник обязан был помнить о равном внимании к каждой модели. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен этих лет смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Георгия», 1627). Хале изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо, интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д.) создают монументальный характер изображения.
Эскизная манера Халса, его смелое письмо, когда мазок лепит и форму, и объем и передает цвет; мазок то жирный, пастозный, густо покрывающий холст, то позволяющий проследить тон грунта, акцентировка одной детали и недосказанность другой, внутренняя динамика, умение по одному намеку определить целое — вот типичные черты почерка Халса.
В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. В эрмитажном мужском портрете при всей импозантности фигуры, даже некоторой чванливости прослеживается усталость и грусть. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). Хале в эти годы перестает быть популярным, потому что никогда не льстит и оказывается чужд переродившимся, утратившим демократический дух вкусам богатых заказчиков. Но именно в поздний период творчества Хале достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Колорит его картин становится почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета — регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества прежних композиций, модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так, на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.
-
Содержание
- Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве 17 века.
- Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко.
- Скульптура итальянского барокко. Синтез искусства в барокко. Творчество Бернини.
- Итальянская живопись конца 16 века- начала 17 века. Академизм и караваджизм живописи.
- Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса.
- Портрет в голландской живописи 17 века. Творчество Хальса.
- Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество Вермера.
- Пейзаж и натюрморт в голландской живописи 17 века.
- Творчество Рембранта Ван Рейна – вершина европейского искусства 17 века.
- Особенности испанского искусства конца 16 века – начала 17 века.
- Творчество Веласкеса.
- Классицизм во французской архитектуре 17 века, его особенности.
- Французская живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена.
- Стиль Рококо в европейском искусстве первой половины 18 века.
- Живопись Франции первой половины – середины 18 века. Творчество Ватто и Шардена.
- Французское искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида.
- Особенности итальянского искусства 18 века.
- Искусство Англии 18 века.