Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко.
Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI— XVII столетий был Рим. Архитектура этого города в XVII в. представляется типичной для эпохи барокко. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц, расходящихся от площади дель Пополо, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. На смену статуе как организующему площадь началу приходит обелиск с его динамичной устремленностью ввысь, а еще чаще — фонтан, обильно украшенный скульптурой. Блестящим примером барочных фонтанов были фонтаны Бернини: фонтан Тритона на площади Барберини и фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона. В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк, и декоративный эффект еще больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности. В период зрелого барокко, со второй трети XVII в., более пышным становится архитектурный декор. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада; из парадного вестибюля можно попасть сразу в сад, представляющий собой великолепный парковый ансамбль; со стороны главного фасада боковые крылья здания выдвигаются и образуют курдонер (почетный двор). В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Многочисленные раскреповки и разрывы тяг, карнизов, фронтонов в резком светотеневом контрасте создают необычайную живописность фасада. Прямые плоскости сменяются выгнутыми, чередование выгнутых и вогнутых плоскостей также усиливает пластический эффект. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа — и музыки). Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами —все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности (Борромини, римская церковь Сан Иво, 1642—1660; здесь острые треугольные выступы стен, звездчатый в плане купол создают бесконечно разнообразное впечатление, лишают формы предметности; его же церковь Сан алле Куатро Фонтане Карло).
-
Содержание
- Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве 17 века.
- Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко.
- Скульптура итальянского барокко. Синтез искусства в барокко. Творчество Бернини.
- Итальянская живопись конца 16 века- начала 17 века. Академизм и караваджизм живописи.
- Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса.
- Портрет в голландской живописи 17 века. Творчество Хальса.
- Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество Вермера.
- Пейзаж и натюрморт в голландской живописи 17 века.
- Творчество Рембранта Ван Рейна – вершина европейского искусства 17 века.
- Особенности испанского искусства конца 16 века – начала 17 века.
- Творчество Веласкеса.
- Классицизм во французской архитектуре 17 века, его особенности.
- Французская живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена.
- Стиль Рококо в европейском искусстве первой половины 18 века.
- Живопись Франции первой половины – середины 18 века. Творчество Ватто и Шардена.
- Французское искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида.
- Особенности итальянского искусства 18 века.
- Искусство Англии 18 века.