1. Общая характеристика литературы Средневековья
- проблема хронологических границ
Римская империя рухнула в V в. н. э. в результате восстания рабов и нашествия варваров. На ее обломках возникли варварские государства, оказавшиеся недолговечными. Начался переход от рабства, исторически себя исчерпавшего и доказавшего свою неэффективность, к феодальной формации, основой которой было крепостное право, что в целом означало шаг вперед. Однако феодальное хозяйство оставалось еще во многом отсталым, замкнутым, натуральным, торгово-денежные отношения медленно укоренялись в обществе. Развитие феодального общества претерпело ряд этапов.
Раннее средневековье (V—XI вв.) — время, когда в Европе еще почти не было городов, население сосредоточивалось в сельской местности, ремесла находились в тесной связи с земледелием. Крупные феодалы обладали достаточной самостоятельностью и старались не подчиняться королю. Устная и письменная словесность. К устной относятся: архаический эпос кельтов и скандинавов, эти произведения анонимны, элемент христианизации не велик: ирландские саги или кельтский эпос (Уладцкий цикл: «Угон быка»; «Плаванье Брана»; «Преследование Диармайда и Грайне»); скандинавский или исландский эпос: «Старшая Эдда» - Прорицание Вёльвы (Волуства, которая открывает Эдду), Перебранка Локки, Песни о Сигурде (Зигмунд), Атли (Атилла), Гудру и Брюнхильд (Брюнхильда). К письменной литературе относятся (прежде всего, духовная, религиозная): Аврелий Августин («Исповедь»).
Зрелое средневековье или классика, период развитых феодальных отношений (XII—XV вв.) — время, когда сформировалась структура феодального общества, его иерархическая лестница, где каждое сословие занимало строго определенную ступеньку: на ее вершине — король, крупные феодалы, у подножия — бесправные крестьянские массы. Важным фактором стало появление городов и формирование городского сословия. Обостряется борьба между королевской властью, обычно опиравшейся на горожан, и мятежными феодалами. Верхняя граница этого этапа для Англии, Франции и Германии, когда в Италии он длился до середины 14 века, когда у них начинается Ренессанс. Эпическая поэзия: национальные, героические эпосы (французский героический эпос: «Песнь о Роланде», испанский героический эпос: «Песнь о моём Сиде», немецкий: «Песнь о Нибелунгах»). Есть проблема авторства, которая не решена до сих пор. Письменная литература, которая делится на три потока: религиозная (авторская); куртуазная (придворная), представленная лирикой и рыцарским романом, тоже авторская; городская литература, прежде всего, сатирическая. Тексты письменной литературы: поэзия трубадуров (Куртуазная. Желательно, перевод Наймана); рыцарский роман («Роман о Тристане и Изольде» Жозефа Бедье или роман Кретьена де Труа «Ийвен или рыцарь со львом»); Данте Алигьере («Ад» только в перевода Лозинского); поэзия Франсуа Вийон (баллады и «Большое завещание»).
Позднее средневековье или, с эстетической точки зрения, Возрожденье (в Италии – середина 14 века – начало 16 века, в Англии, Франции, Нидерландах и Испании охватывает частично 15 и весь 16 век, начало 17 века – последний в Европе кризис Возрождения, период трагического гуманизма). Испанское Возрождение: Петрарка (лирика: книга песен «Кансоньера»); Джованни Боккаччо («Декамерон» в переводе Любимова (или Веселовского, более старый)) – треченто. Кварточенто – Пико Дело Мирандола «Речь о достоинстве человека» в переводе Брагиной. Чиквиченто (1500е годы) – Николо Микавелли «Государь» в переводе Муравьёва. Северное Возрождение: Эразм Роттердамский «Похвала глупости» + «Оружие христианского война» и «Воспитание христианского государства» + Томас Мор «Утопия. Французское: Франсуа Робле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в переводе Николая Любимова + Рансар. Испанское (трагический гуманизм): Сервантес «Дон Кихот», Лопе де Вега «Собака на сене» или «Звезда Севильи» и историческая драма «Овечий источник» («Фуэнто овехуне»). Англия: Шекспир «Венецианский купец» или «Мера замен», «Гамлет» (в переводе Лозинского или Пастернака), «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Зимняя сказка» или «Буря». — время, когда в результате великих географических открытий, перехода от цеховой системы к мануфактуре и интенсивного развития торгово-денежных отношений происходят глубокие перемены во всех сферах политической, общественной и духовной жизни. Именно столь значительными переменами и вызван расцвет литературы и искусства в эпоху Возрождения.
- значение христианства и античного наследия
На характер и поэтику средневековой литературы оказали влияние сразу несколько факторов. Во-первых, она впитала некоторые формы и сюжеты устного народного творчества. Во-вторых, вобрала в себя традиции античной культуры и литературы, особенно здесь следует отметить творчество Овидия и Вергилия. Наконец, на средневековую литературу оказало мощное влияние христианство, его религиозная система, пронизывавшая все стороны человеческой жизни. Многие жанры средневековой литературы: религиозные гимны, духовные стихи, перифразы Библии — религиозного происхождения.
- своеобразие пространственно-временных представлений + вертикальная модель мира + представление о 2-х реальностях
На восприятии пространства и времени лежит печать дуализма: оппозиция духа и тела. Пространство существует в двух измерениях (средневековая вертикаль и имеет три уровня: небеса, земная доль и ад; включена горизонталь, наличное пространство – христианский мир – территория неверных). Пространственные представления имели характер: Бог не центр мира, он повсюду. Символом совершенства и образом Бога и универсума стал круг, змей, кусающий себя за хвост, с другой стороны мир – собор, лестница, цепь бытия, взаимодополняющие образы и идеи гармонии и связи всего со всем.
Время – доминирующая категория. В христианском миросозерцании понятие времени было отделено от понятия вечности, вечность – атрибут бога. Историческое время делится на две эпохи – до рождества христова и после. Время становится векторным, линейным и необратимым. Оно движется от сотворения мира к страшному суду, моменту когда «исполнится время». Если представить земную историю, как сюжет, то его композиция драматична. Начало – грехопадение и изгнание из рая. Пришествие Христа, конец земного времени рода человеческого. Человек – участник всемирно исторической драмы, в которой решается судьба мира и индивидуальная судьба души каждого. Характерная черта восприятия и изображения времени – опространствивание времени, её специализации. Время воспринималось в значительной степени пространственно. С другой стороны внутреннее изменение героя во времени изображалось как результат влияния потусторонних сил. Человек той эпохи очень восприимчив к изменению времени, так как он живёт в ожидании конца времён.
Проблема времени тревожила Августина, он искал ответ на вопрос, что есть время: «Способность изменять продолжительность времени дана человеческой душе». Для восприятия прошедшего мы обладаем памятью, для настоящего – созерцанием, для будущего – надеждой, чаянием и созерцанием. Августин превращает понятии времени во внутреннее состояние человека, это понятие продержится вплоть до тринадцатого века. Мир изменяющихся вещей длится во времени, Бог же превыше всех времен и пребывает вне времени, в вечности. Время и пространство характеризуют земной мир и имеют приходящий характер, так как Святая Троица движет своими творениями во времени и пространстве.
Дуализм, в понимании времени, согласуется у Августина с пространственным дуализмом. На рубеже 4-5 веков он формирует учение о граде земном и граде Божьем. Град Божий – община христиан, он вечен, олицетворён церковью. Град земной – государство, подвергнуто времени. Каждый град идёт своим путём, имеет свой прогресс.
- аллегоризм и символизм художественного мышления
Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Символика пронизывала всё. Квадрат был символом земли, а круг — неба, выражая идею вечности, бесконечности и совершенства. Обе эти фигуры лежали в основе плана собора и очертаний фасада. Символизм сохраняет приоритет умозрительного мира над предметным, но одновременно стремится сблизить и связать эти миры и систематически стирает с этой целью различие между символом и символизируемой им вещью, намечает массу переходов между ними. Земной мир - символ небесного, вещи первого - только символы объектов второго, и не потому, что так положено человеком, а в силу того, что умозрительное подчиняет себе предметное и управляет им. Человек к процессу символизации не причастен, он может лишь выяснить, что стоит за символом.
- ориентация на традицию и каноны
Это литература традиционалистского типа. Она функционировала на основе постоянного воспроизведения сравнительно ограниченного набора идеологических, образных, композиционных и т. п. структур. При этом одни из них могли оставаться неизменными на протяжении весьма долгого времени, другие - эволюционировать, а третьи - разрушаться и отмирать, уступая место новым образованиям. Такие структуры называются топосами (общими местами) или клише. Они делятся на несколько основных видов:
Топосы лексического или лексико-синтаксического характера, например “эпические формулы” или постоянные эпитеты, применявшиеся в средневековой поэзии для описания персонажей, сюжетных ситуаций, пейзажа и т. п.Так, эпический герой во французской поэзии всегда “доблестен”, “могуч” и “светел лицом”, кровь всегда “алая”, трава -“зеленая”, волосы красавицы - “золотые” и т. п. Такие клише не только многократно повторялись в пределах одного текста, но и с вариациями переходили из произведения в произведение, от поэта к поэту и от поколения к поколению.
Изобразительные топосы, когда, например, любовное свидание, происходящее на фоне пейзажа, непременно требовало упоминания “весны”, “цветов”, “журчания ручья” и т. п.
Устойчивые мотивы и темы. Таковы, например, сатирические топосы: скупость богачей, чувственность монахов, коварство женщин; таков тематический топос, предполагающий гибель героя в результате вредительства или предательства и др.
Образные топосы, складывавшиеся из набора черт и деталей при описании персонажа или предмета, в результате чего возникали устойчивые каноны для изображения пап и императоров, купцов и вилланов, святых мучеников, юношей, стариков, красавцев и т. д.
Жанровые топосы, формировавшиеся за счет перечисленных выше клише и обладавшие собственным тематическим, смысловым и изобразительно-выразительным каноном (например, жанр “видения” в религиозно-дидактической поэзии или жанр “куртуазной песни” в поэзии рыцарской).
Комбинации различных видов топики как раз и создавали ту или иную поэтическую традицию - героико-эпическую, лирическую, житийную, сатирическую, дидактическую, идиллическую и др. Совокупность таких традиций, сложно перекрещивавшихся и взаимодействовавших между собой, образовывала и исчерпывала явление, называемое средневековой литературой. Средневековые топосы, клише и каноны отнюдь не тождественны тем омертвевшим “штампам”, которые встречаются в современной литературе. Цель топоса в том, чтобы подвести любое единичное явление под общие и всеми узнаваемые “типы”, однако сами эти типы представляли собой не трафареты, подлежащие механическому копированию, но своеобразные смысловые, образные, сюжетные, стилевые и т. п. “сгустки”, способные к свертыванию и развертыванию.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Общая характеристика литературы Средневековья
- 2. Исповедь Аврелия Августина
- 3. Характеристика эпоса раннего Средневековья
- 4. Ирландские саги
- 5. Старшая Эдда
- 6. Характеристика эпоса зрелого Средневековья
- 7. Песнь о Роланде
- 8. Песнь о моем Сиде
- 9. Песнь о Нибелунгах
- 10. Характеристика письменной литературы зрелого Средневековья
- 11. Поэзия вагантов
- 1) Кто такие ваганты.
- 2) Традиционный характер их поэзии. 3) Основные повторяющиеся темы, сюжетные ситуации и образы.
- 12. Поэзия трубадуров
- 1) Кто такие трубадуры.
- 2) Традиционный характер поэзии.
- 3) Характеристика куртуазной доктрины любви.
- 4) Понятие куртуазного универсума.
- 5) Основные жанры и персонажи.
- 6) Особенности проявления авторского самосознания.
- 13. Характеристика куртуазного романа
- 14. Роман о Тристане и Изольде
- 15. Роман Кретьена де Труа «Ивейн, или рыцарь со львом»
- 1) Сюжет и композиция.
- 2) Особенности конфликта.
- 3) Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова.
- 5) Ренессансная этика доблести.
- 17. Данте «Божественная комедия»
- 1. География поэмы.
- 2. Композиция поэмы.
- 3. Система аллегории пролога и замысел произведения.
- 6. Персонажи ада.
- 7. Образ главного героя.
- 18. Петрарка. «Книга писем»
- 19. Боккаччо. «Декамерон»
- 20. Макиавелли. "Государь".
- 1) Философия истории. Соотношение судьбы с мудростью и доблестью.
- 2) Философия практического действия. Проблема быть и казаться.
- 3) Образ государя. Формообразующая активность.
- 21. Эразм Роттердамский. Похвала глупости
- 3) Образ Глупости. Long story short:
- 22. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- 23. Бахтин о связи романа Рабле с народно-карнавальной культурой
- Пиршественные образы, еда, питье(на карнавале еды навалом и обжорство и т.Д.):
- 23. Жизнь Ласарильо с Тормеса
- 24. «Дон Кихот» Сервантеса
- 25. Периодизация творчества Шекспира
- 26. Исторические хроники Шекспира
- 27. «Гамлет»
- 28. «Отелло».
- 29. «Король Лир»
- 30. «Макбет»
- 31. Шекспир. «Буря»