logo
BILET_ZARLIT

13. Характеристика куртуазного романа

А). Жанровая специфика куртуазного романа и его отличие от эпоса

Развитие куртуазного романа связано с деятельностью трубадуров, так как именно после распространения куртуазной культуры по Европе стали появляться куртуазные романы. В них мы находим те же чувства и интересы, которые содержатся в рыцарской лирике. Это, тема любви, понимаемой в возвышенном смысле. Отличие куртуазной любви в том, что эта любовь возвышает рыцаря, подвигает его на великие деяния, помогает ему совершенствоваться и приносит радость.

Другим обязательным элементом рыцарского романа является фантастика, в двояком понимании этого слова: как сказочное, не христианское и как все необычайное, исключительное. Обе формы фантастики, обычно связанные с любовной темой, покрываются понятием приключений, или авантюр, случающихся с рыцарями, которые всегда идут навстречу этим авантюрам. Свои подвиги рыцари совершают не ради общего, национального дела, как это происходит в позднем эпосе, и даже не во имя интересов рода (ранний героический эпос), а ради своей личной славы.

В героическом эпосе рыцарь действует в историческом и географическом контексте. Этот контекст мог быть искаженным, переосмысленным. У рыцарей есть свои исторические и политические цели.

В куртуазном романе действие происходит в мире сказки. Рыцари не преследуют никаких исторических и политических целей. Мотив куртуазной любви сочетается с мотивом подвига, опасной авантюры (испытание, целью которого является доказать, что рыцарь достоин дамы).

Отличается также стиль и техника рыцарского романа. В нем видное место занимают

Б). Основные циклы

Рыцарский роман разделяется на три основных цикла:

Все бретонские повести можно разделить на 4 группы произведений, различных по характеру и стилю. Это:

  1. бретонские лэ;

  2. группа романов о Тристане и Изольде;

  3. артуровские романы;

  4. цикл романов о святом Граале.

Лэ – стихотворные новеллы любовного и фантастического содержания. Их сочиняла Мария Французская. Все они проникнуты общей оценкой человеческих отношений. Любовь у нее – нежное природное влечение, а больше всего Марию удручает насилие над естественными чувствами.

Группа романов о Тристане и Изольде – точное воспроизведение кельтской повести (о которой я надеюсь прочитать в билете 14), только все проявления кельтских нравов обычаев заменены чертами французского рыцарского быта. Успех романа – в безысходном противоречии между страстью и моральными устоями общества. Самый известный роман – Готфрида Страсбургского (XIII век).

Мастером артуровского романа является Кретьен де Труа. Рамка артуровского двора –декорация, на фоне которой развертываются картины современного (XII век) рыцарского общества. Нет назидательности, много метких наблюдений и живописных подробностей. Самый известный, но не единственный, его роман «Ивейн, или рыцарь со львом» (о чем я надеюсь прочитать в 15 билете). Здесь Кретьен отходит от крайностей куртуазной доктрины, но не порывает с куртуазным мировоззрением и стилем. Здесь тоже конфликт чувства и долга, но автор ищет компромисса.

Отличие романов о святом Граале – художественный синтез светского куртуазного идеала артуровских романов и господствующие религиозные идеи феодального общества.

В). Специфика художественного пространства и времени

Бахтин пишет о том, что в куртуазном романе все действие происходит в чудесном пространстве и авантюрном времени. В куртуазном романе чудесное время подчиняется решению конфликта (столкновение служения даме с общественным долгом).

Идеальное рыцарство мыслится как учреждение международное и неизменное во все времена, одинаково свойственное Древнему Риму, мусульманскому Востоку и современной Франции. В связи с этим рыцарский роман изображает давние эпохи и жизнь далеких народов в виде картины современного общества.

Куртуазная утопия – идеальная действительность. В этом мире король – идеал благородства и чести. Братство рыцарей короля Артура, мифы о Круглом столе находятся вне времени. Мир короля Артура предназначается только для тех, кто способен возвыситься до куртуазного идеала, находится вне каких-либо материальных измерений. Кретьен де Труа (роман «Ивейн, или рыцарь со львом») сочетает фантастическую топонимику с реальными географическими названиями. Он создает иллюзию идеального пространства.

Г) Специфика конфликта

Конфликт в рыцарских романах морально-общественный. Несоответствие роковой страсти, любви, общественному долгу. Отношение автора к этому конфликту двойственное. С одной стороны, автор как бы признает правоту господствующей морали. Например, любовь Тристана и Изольды представляется автору несчастьем, в котором виновато по ошибке выпитое любовное зелье. Вместе с тем, автор сочувствует, и это и есть подлинная направленность симпатий автора. В конфликте заложена критика феодальных устоев общества.

Д) Традиционный характер жанра

Куртуазный роман – традиционный жанр. Он формировался на основе сказок и легенд. В его основе лежит сказочный архетип. Герой проходит ряд испытаний, где проверяет себя на героическую идентичность, и в конечном итоге достигает своей цели. Еще одно отличие этого жанра в том, что он имеет собственную мифологию.

Термин «роман» сначала означал, что произведение написано на латыни, то есть на романском языке.