23. Жизнь Ласарильо с Тормеса
Жанровая специфика плутовского романа:
Плутовской, или пикарескный роман (исп. novela picaresca) — ранний этап развития европейского романа. Этот жанр сложился в Испании золотого века и в своей классической форме просуществовал до конца XVIII века. Содержание пикарески — похождения «пикаро», то есть плута, жулика, авантюриста. Как правило, это выходец из низов, но иногда в роли пикаро выступали и обедневшие, деклассированные дворяне.
Зёрна плутовского романа содержали уже знаменитые античные романы — «Сатирикон» Петрония и «Золотой осёл» Апулея.
В своей классической форме плутовской роман возник как противоположность роману рыцарскому. Похождения пикаро — это сниженное отражение странствий идеализированных рыцарей средневековья.
Плутовские романы отличает занимательность изложения, комичность ситуаций, но за внешней развлекательностью можно увидеть глубокий социальный подтекст. Балагурный смех граничит в них со смехом сатирическим, изобличающим пороки общества.
За первый несомненный образец жанра принимают испанскую повесть «Ласарильо с Тормеса», которая вышла в свет в Бургосе в 1554 году. В ней описывается служба мальчишки-бедняка у семи господ, за лицемерными масками каждого из которых кроются разнообразные пороки. Широкая популярность «Ласарильо» породила череду испанских произведений в жанре пикарес.
Специфика образа пикаро (протообраз – мифологический трикстер)
Для тех, кто забыл, трикстер - (англ. trickster — обманщик, ловкач) — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, но процесс важен для трикстера.
(В древнегреческой мифологии триктеры - Эрида, Прометей, Гефест, Гермес, Одиссей (пример трикстера-человека, который избегает опасностей, например, смерти от рукциклопа Полифема благодаря своему уму), Сизиф (первый в истории лжец, жестоко наказанный за свои преступления), в германо-скандинавской мифологии - Локи, Один)
Пикаро:
Наиболее вероятная этимология этого слова – от «пикардийца», «жителя Пикардии, поставлявшей наемных солдат, которые часто превращались в бродяг и дорожных грабителей». Пикаро — это рыцарь без морали и принципов, перенесённый из сказочной атмосферы в повседневный быт. Он втайне презирает принятые в обществе правила поведения и социальные ритуалы. Высмеивая все пережитки средневековья, всё манерное и искусственное, пикареска подготавливала почву для реалистической прозы.
«Пикаро» стали называть людей без определенной профессии, живущих случайными заработками. Часто они были настоящими мошенниками, бродягами, промышлявшими воровством, попрошайничеством. Появление большого количество таких людей в Европе свидетельствовало о нищете, кризисе существующего общественного устройства.
Плутовской роман (продолжение)
Схема романа: автобиография плута, который ребенком по каким-либо причинам покинул родительский дом, оказался вынужденным заботиться о своем пропитании. Наконец, он сделался взрослым человеком, прошел всю школу жизни и пишет свои воспоминания. Это дает автору возможность создать большую галерею общественных типов. Т.о., плутовской роман = биография героя + общественная среда + морально-философские размышления героя по поводу судьбы и того, что ему приходится наблюдать.
Особенности образа пикаро на примере «Ласарильо с Тормеса»
В повести «Ласарильо с Тормеса» образ главного героя Ласарильо является центральным, стержнеобразующим для произведения в целом.
Повествование ведется от его лица, в его видении и толковании нам представлены все события рассказа.
Знакомство с жизнью Ласаро мы начинаем со сведений о его детстве, представленных в первой главе. Герой рассказывает историю своего рождения, повествует о тяготах сиротского существования – в детстве он лишился отца и отчима. Ласаро предстает неопытным, простодушным ребенком, не лишенным, однако, житейской мудрости. Героя отличает сочувственно-ироничное к жизни и к тем невзгодам, которые с ним случаются. Несмотря на все неудачи и трудности, в начале жизненного пути преобладающими чертами его личности являются находчивость, активность, сметливость. С совсем юного возраста герой вместе с матерью вынужден работать в гостинице, прислуживая постояльцам. Там же он встречает своего первого хозяина - слепца, к которому он поступает в роли поводыря.
С этого момента начинается настоящее «воспитание» героя. Простодушие и наивность здорово подводят его при общении с хитрым слепым, не упускающим случая зло подшутить над ним. Ласаро приходит к выводу, что ему «надо быть начеку и не зевать», ибо он сирота и должен уметь постоять за себя.
Обстоятельства заставляют героя меняться: меньше доверять людям, изворачиваться, обманывать, чтобы не попадаться на удочку слепца и доставать еду у своего скупого господина. Чтобы выжить, герой должен был научиться воровать, отвечать хитростью на хитрость, жестокостью на жестокость.Общение со слепцом, который знал “тысячу способов выманивать деньги”, научило героя хитрости и изобретательности. И вскоре тот действительно преуспел в искусстве обмана настолько, что смог провести самого слепца и сбежать. Неоднозначность образа Л. проявляется в том, что после бегства от слепца злорадные чувства героя сменяются раскаянием: “Теперь я даже раскаиваюсь, что делал ему всякие гадости”.
По мере того, как в Ласаро исчезают его природная простота, добродушие и он превращается в настоящего плута, герой духовно слепнет. Стремление к утолению голода и достижению материального достатка сначала диктует ему чувство самосохранения, но потом это становится его настоящими жизненными целями.
Вторым «учителем жизни» Ласкаро стал священник из Македы, гротексно жадный и скаредный, еще более скупой, чем слепец. Единственная возможность насытиться у героя была только на похоронах. Поэтому он ежедневно молит Бога о том, чтобы “Господь каждый день поражал рабов своих”. Л. верит в то, что Бог действительно “соизволил прикончить их, чтобы даровать жизнь” ему. В этом высказывании проявляется еще одна черта героя: несмотря на хитрость, он во многом наивен.
В доме своего второго хозяина Ласаро совершенствует плутовство и изворотливость: для того, чтобы добыть хлеб, он достает ключ от сундука, придумывает, как заставить хозяина поверить, что это мыши едят его припасы, однако, в конце концов хитрый священник все равно догадывается, кто же на самом деле был «мышами и змеей», и жестоко разделывается с незадачливым Ласарильо.
Ласарильо еще раз уверяется, что без хитрости и обмана ему не выжить, а пример третьего хозяина убеждает его, что верность принципам и чести не приносят материального достатка.
Дворянин, к которому попадает герой после того, как его выгоняет священник, абсолютно разорен и сам не имеет средств к существованию, не говоря уже о том, чтобы содержать своего слугу. И Ласаро сам принимается попрошайничать, делясь едой со своим хозяином. В герое просыпается природная жалость, к своему неудачливому господину он относится с гораздо больше симпатией, чем к остальным: “Я чувствовал к нему скорее жалость, чем неприязнь, много раз сам обходился без пищи, лишь бы накормили его”.
Это еще одна характерная черта героя-пикаро – в его образе одновременно присутствуют и явно отрицательные плутовские, и природные положительные черты.
Пикаро живет согласно своей системе ценностей, где добром нужно отвечать за добро, а плутов и скупцов можно не щадить, отплачивая им той же, если не более крупной монетой. Ласаро не понимает и не разделяет убеждения дворянина, для которого сохранение чести и лица являются основными задачами.
Потом Л. служит еще у одного священника, который торгует индульгенциями. Он тоже обманщик, но Л. обводил вокруг пальца людей, толкавших его на обман и заслуживших подобное отношение к себе, то священнослужители, играя на человеческой психологии, обирают простой народ. Это не приемлемо ни для автора, ни для героя.
Пребывание героя у трех первых господ приводит к тому, что окончательно умирает его изначальное наивно-природное восприятие мира и, в результате, он - человек, принимающий существующую вокруг него порочную действительность и в полной мере соответствующего ей.
«Ласарильо из Тормеса» - это своеобразный «воспитательный роман наизнанку». В отличие от советов из воспитательных романов, «вредные советы» пикаро следует воспринимать «наоборот», и так же оценивать его жизненный опыт.
«Счастливым» итогом его жизни героя становится закрепление в «стабильном» быте с изменами жены и бесчестным покровительством настоятеля церкви. Такая концовка как нельзя лучше иллюстрирует последствия приверженности образа жизни пикаро, лишенной представлений о чести и основанной на достижении материального благополучия любыми способами.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Общая характеристика литературы Средневековья
- 2. Исповедь Аврелия Августина
- 3. Характеристика эпоса раннего Средневековья
- 4. Ирландские саги
- 5. Старшая Эдда
- 6. Характеристика эпоса зрелого Средневековья
- 7. Песнь о Роланде
- 8. Песнь о моем Сиде
- 9. Песнь о Нибелунгах
- 10. Характеристика письменной литературы зрелого Средневековья
- 11. Поэзия вагантов
- 1) Кто такие ваганты.
- 2) Традиционный характер их поэзии. 3) Основные повторяющиеся темы, сюжетные ситуации и образы.
- 12. Поэзия трубадуров
- 1) Кто такие трубадуры.
- 2) Традиционный характер поэзии.
- 3) Характеристика куртуазной доктрины любви.
- 4) Понятие куртуазного универсума.
- 5) Основные жанры и персонажи.
- 6) Особенности проявления авторского самосознания.
- 13. Характеристика куртуазного романа
- 14. Роман о Тристане и Изольде
- 15. Роман Кретьена де Труа «Ивейн, или рыцарь со львом»
- 1) Сюжет и композиция.
- 2) Особенности конфликта.
- 3) Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова.
- 5) Ренессансная этика доблести.
- 17. Данте «Божественная комедия»
- 1. География поэмы.
- 2. Композиция поэмы.
- 3. Система аллегории пролога и замысел произведения.
- 6. Персонажи ада.
- 7. Образ главного героя.
- 18. Петрарка. «Книга писем»
- 19. Боккаччо. «Декамерон»
- 20. Макиавелли. "Государь".
- 1) Философия истории. Соотношение судьбы с мудростью и доблестью.
- 2) Философия практического действия. Проблема быть и казаться.
- 3) Образ государя. Формообразующая активность.
- 21. Эразм Роттердамский. Похвала глупости
- 3) Образ Глупости. Long story short:
- 22. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- 23. Бахтин о связи романа Рабле с народно-карнавальной культурой
- Пиршественные образы, еда, питье(на карнавале еды навалом и обжорство и т.Д.):
- 23. Жизнь Ласарильо с Тормеса
- 24. «Дон Кихот» Сервантеса
- 25. Периодизация творчества Шекспира
- 26. Исторические хроники Шекспира
- 27. «Гамлет»
- 28. «Отелло».
- 29. «Король Лир»
- 30. «Макбет»
- 31. Шекспир. «Буря»