Мышление
Мышление, как одна из сил творчества, играет главную роль в анализе, осмыслении материала действительности, отражаемого с помощью ощущений, восприятий, чувств и запечатляемого посредством памяти, с целью создания художественного произведения, так как глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющегося высшим познавательным процессом, направленным на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Функции мышления в творческом процессе художника, как уже отмечалось в предыдущих главах, проявляются на всех ступенях диалектического познания, начиная от живого созерцания действительности и кончая авторедактированием произведения.
Художественное произведение, как и создания в других областях деятельности человека, являются продуктом мышления — это всегда подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Произведение искусства несет в себе не только изобразительный материал; но идейно-эстетическое содержание, мировоззренческое, философское его понимание. Настоящий, большой художник является одновременно и творцом, и мыслителем, смелым, оригинальным, современным.
Мышление художника отличается творческим характером, оно работает во взаимодействии с творческим воображением и в соответствии с особенностями, спецификой искусства. В изобразительном творчестве, где специфика практической деятельности художника связана с созданием наглядных образов на плоскости, характер мышления определяется в высшей степени как наглядно-образный. Главная черта мышления художника — «мышление образами». И поскольку художественный образ включает в себя черты характерного и типического, эмоционального, то можно отметить такую черту художественного мышления, как создание нового, несущего в себе главное, существенное, т. е. обобщение в неразрывном единстве с эмоциональным. В то же время это обобщение выражает и определенные идеи, мировоззрение художника. В этом специфика создания художественного образа и художественного мышления. Только наглядно-образное содержание в настоящем художественном произведении является носителем идейного содержания. Отсюда следует, что «чем совершеннее наглядно-образное содержание художественного произведения, тем глубже и полнее передается его идейное содержание, выраженное в художественных образах».
Большое значение для творческого процесса художника имеет такая характерная черта художественного мышления, как его ассоциативность. Ассоциации по контрасту, по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника на всех этапах творческого процесса. От богатства памяти представлениями зависит разнообразие, яркость ассоциаций. А они определяют выразительность и силу художественных образов, создаваемых на их основе.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Композиция
- Основные законы композиции
- Закон целостности
- Закон контрастов
- Закон новизны
- Закон подчинённости
- Закон жизненности
- Закон воздействия
- Дискурсивный — рассудочный; в логике — основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.
- Сущность творчества и его процессов
- Творчество
- Чувства
- Мышление
- Воображение
- Вдохновение
- Интуиция
- Художественный талант
- Мировоззрение
- Эстетический и художественный вкус
- Мастерство
- Замысел
- Художественный образ
- Определённость
- Типическое
- Правила композиции
- Объективность и субъективность
- Эстетика в художественном образе
- Сюжетно-композиционный центр
- Симметрия
- Асимметрия
- Параллельность
- Расположение главного на втором плане
- Портретное расположение
- Законы композиции
- Приёмы композиции
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Средства композиции
- Штриховые линии
- Светотень
- Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы
- Интерьер
- Портрет и однофигурная сюжетная картина
- Сюжетно-тематическая картина
- Композиция в графике
- Композиция книги
- Композиция в монументальном искусстве
- Композиция в декоративно-прикладном искусстве