Объективность и субъективность
Художественный образ обладает таким свойством, как органическое единство объективного и субъективного.
Объективное в художественном образе — это все то, что связано с действительностью. Объективное — это воспроизводимые явления самой жизни, характеры, конфликты, обстоятельства, духовный мир человека, т. е. все то, что существует вне сознания художника.
Общественное и художественное значение созданных художником образов тем больше, чем больше и шире захватывает он объективную реальность и глубже ее осмысливает.
Субъективное — это переживания и размышления художника, его отношение к отображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое их видение. Субъективное в художественном образе — это показатель самобытности и оригинальности художника, оно находит свое выражение в его индивидуальной творческой манере и стиле. «Стиль… это особая манера каждого мастера, свойственная только ему одному, говорить одни и те же вещи. Каждый великий художник искал приемы, которые могли бы вызвать в душе то особенное впечатление, которое казалось ему главной задачей живописи». Стендаль сравнивал стиль работы художника с его особенным тоном души, который отличает творчество каждого художника, даже в тех случаях, когда два или три художника с одним и тем же мировоззрением создают образы на одну и ту же тему.
Субъективность художника принципиально отлична от субъективизма, который является не чем иным, как творческим произволом художника, искажающим правду жизни и не умеющим (не желающим) считаться с объективными законами действительности, с внутренней логикой жизненного материала, с характерами персонажей, явлений, с обстоятельствами жизненной среды. Субъективизм ведет к ложным обобщениям и является следствием ложных идей, разрушающих искусство. «Даже сильный и глубокий талант, поддавшись влиянию субъективизма, рискует полностью погубить или по меньшей мере ослабить произведение, разрушить художественную целостность образа, оказаться в плену безвыходных противоречий… Искусство и субъективизм несовместимы. Сила художественного таланта обнаруживается в умении освобождаться от ошибочных субъективистских представлений, в обостренном чувстве правды, в умении покориться логике жизненного материала». Характер субъективного в творчестве художника зависит от его идейно-эстетической позиции, главным образом от его мировоззрения.
Объективное и субъективное в художественном образе составляют органическое единство. Образ — это не просто «самовыражение», не существующий независимо от внешнего мира материал сознания художника, а обязательно художественно созданная картина объективной реальности. «Теории» самовыражения дают ложное представление о сущности художественного творчества и общественном назначении искусства. Но из этого, конечно, не вытекает, будто в произведении искусства не объективируются мысль и чувства художника. Если художественное видение жизни не включает в себя богатства душевной жизни своего творца, образ обедняется, утрачивает оригинальность и индивидуальное своеобразие, ослабляется в своем идейном звучании».
При создании художественного образа отступления от реализма могут выразиться не только в игнорировании объективного, но и в умалении субъективного. В субъективности художника находит свое место эстетическое отношение его к отображаемому.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Композиция
- Основные законы композиции
- Закон целостности
- Закон контрастов
- Закон новизны
- Закон подчинённости
- Закон жизненности
- Закон воздействия
- Дискурсивный — рассудочный; в логике — основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.
- Сущность творчества и его процессов
- Творчество
- Чувства
- Мышление
- Воображение
- Вдохновение
- Интуиция
- Художественный талант
- Мировоззрение
- Эстетический и художественный вкус
- Мастерство
- Замысел
- Художественный образ
- Определённость
- Типическое
- Правила композиции
- Объективность и субъективность
- Эстетика в художественном образе
- Сюжетно-композиционный центр
- Симметрия
- Асимметрия
- Параллельность
- Расположение главного на втором плане
- Портретное расположение
- Законы композиции
- Приёмы композиции
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Средства композиции
- Штриховые линии
- Светотень
- Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы
- Интерьер
- Портрет и однофигурная сюжетная картина
- Сюжетно-тематическая картина
- Композиция в графике
- Композиция книги
- Композиция в монументальном искусстве
- Композиция в декоративно-прикладном искусстве