Воображение
Воображение как психический процесс, наряду с восприятием, памятью и мышлением, играет важную роль в деятельности человека. В творчестве воображение выступает как одна из основных и специфичных продуктивно-творческих сил. В художественном творчестве имеют значение все виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее и творческое. Самым важным для творческой деятельности, конечно, является творческое воображение, самостоятельно создающее новые, оригинальные образы. Оно позволяет художнику создавать картины прошлого и даже будущего, нередко фантастического.
Воображение, в том числе творческое (то же, что и фантазия), хотя и создает новые художественные образы, в том числе и фантастические, базируется на знаниях и впечатлениях, приобретенных художником в жизни посредством чувственных восприятий и хранящихся в памяти. Поэтому для активной и плодотворной работы воображения в творческом процессе необходимым является постоянная связь воображения с реальной действительностью. Чем глубже познает художник окружающий мир, тем богаче делается его творческое воображение, тем больше у него появляется возможностей создания подлинно художественных образов.
Нередко воображение понимают как силу только стихийную, даже бесконтрольную. Однако это неверно. Воображение, как уже было сказано, базируется на конкретных жизненных впечатлениях, да и сама творческая фантазия стимулируется идейно-эстетическим замыслом художника и им направляется.
В то же время творческая деятельность воображения обладает большой свободой. Это таит опасность отхода воображения от жизни настолько, что может привести к опустошению самого же воображения, к разрушению творчества. Это может проявляться при действии такого вида воображения, как мечта. Значение мечты в жизни человека огромно. Она побуждает к борьбе с трудностями, под ее влиянием формируются воля, характер, способности человека. Но бывают и мечты пустые, Совершенно оторванные от объективной реальности, превращающиеся в фантазерство. Их часто называют грезами, уводящими человека от мира реального. В таком случае фантазия становится совершенно абстрактной и создает тупик для творчества.
- Композиция
- Основные законы композиции
- Закон целостности
- Закон контрастов
- Закон новизны
- Закон подчинённости
- Закон жизненности
- Закон воздействия
- Дискурсивный — рассудочный; в логике — основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.
- Сущность творчества и его процессов
- Творчество
- Чувства
- Мышление
- Воображение
- Вдохновение
- Интуиция
- Художественный талант
- Мировоззрение
- Эстетический и художественный вкус
- Мастерство
- Замысел
- Художественный образ
- Определённость
- Типическое
- Правила композиции
- Объективность и субъективность
- Эстетика в художественном образе
- Сюжетно-композиционный центр
- Симметрия
- Асимметрия
- Параллельность
- Расположение главного на втором плане
- Портретное расположение
- Законы композиции
- Приёмы композиции
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Средства композиции
- Штриховые линии
- Светотень
- Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы
- Интерьер
- Портрет и однофигурная сюжетная картина
- Сюжетно-тематическая картина
- Композиция в графике
- Композиция книги
- Композиция в монументальном искусстве
- Композиция в декоративно-прикладном искусстве