Композиция в графике
Раскрывая особенности композиции в станковой и книжной графике, следует сказать, что они опираются на всеобщие законы композиции, распространяющие свое действие на все виды изобразительного искусства.
В станковой графике применяются различные композиционные правила, приемы и средства, однако они дают несколько иные результаты, чем, скажем, в станковой живописи или скульптуре. Это связано со спецификой станковой графики. Главная особенность графического искусства в целом — главенствующая роль рисунка, использование прежде всего графических материалов (карандаш, уголь, тушь, сангина, соус и др.) и соответственно технических средств графики (линия, штрих, пятно и т. д.), приемов (символ, гипербола, гротеск, аллегория и т. д.), которые в основе своей значительно отличаются от живописной лепки формы и тем более от скульптуры, где положение объемной формы в пространстве не изображается на плоскости, а передается в буквальном смысле.
В графике преобладает рисунок, хотя графические произведения в цвете (эстампы, иллюстрации) бывают достаточно живописными.
Графика еще более условна, чем живопись, в которой реальные цветовые качества предмета имитируются цветовыми, колористическими средствами. В графическом искусстве эти же реальности передаются черно-белым рисунком (линейным, штриховым, контурным).
Условность графики по-разному проявляется в ее различных видах и жанрах. К примеру, в плакате большая роль принадлежит декоративно-броскому пятну, силуэту формы, «читаемой» издалека. В карикатуре условность связана с метафоричностью сатирического жанра вообще (перемещение понятий и функций, основанное на сходстве, сравнении, аналогии). В портрете, пейзаже, в сюжетно-тематической картине форма трактуется предельно правдиво, в меру узнаваемости ее зрителем, хотя и здесь условность изображения всегда присутствует. Условность графики четко прослеживается в рисунках набросочного характера, где часть изобразительной плоскости остается фоном для главного объекта.
В станковой графике композиция строится, как и в станковой живописи, на основе образно-пластического решения темы, сюжета. В графике Е. А. Кибрика, например, большое значение имеет тональная проработка всего изображаемого, граничащая с живописностью. К таким произведениям относятся «В. И. Ленин в подполье», «Ленин приехал! (Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале.)». В этих композициях главную роль играют тональные контрасты, которые создают выразительность, выделяют главное. Композиционной целостностью отмечены и рисунки К. И. Финогенова «Портрет полковника Андюхина», «Портрет командующего 62-й армией В. И. Чуйкова», «Пехота пошла в атаку», «19 ноября 1942 г. Красная Армия сама перешла в наступление», «Бой у лесного завала».
Гравюру отличают свои изобразительные и технические условности. Так, в композициях В. Касияна «Ленин и народ» и Я. Манухина «В. И. Ленин» световые части объемных форм трактуются чистым тоном белой бумаги. При этом лишь небольшие полутени техникой штриха показывают плавность перехода от тени к свету, создавая впечатление реальности предмета.
В станковых графических композициях, выполняемых в декоративно-живописной манере, объем предмета и пространство передаются средствами светотени или только в цветовом плоскостном решении. Иллюзия объемности изображаемого в таких случаях достигается с помощью рисунка, который образует контуры формы.
Цвет в станковой графике может быть различной степени активности. В одних произведениях он организует композицию в плане декоративном, в других создает впечатление живописности. Творческие, композиционные задачи решаются в этом виде искусства в зависимости от идейного замысла художника, который может использовать прием расчленения одной темы на несколько композиций с учетом их логической связи и последовательности.
- Композиция
- Основные законы композиции
- Закон целостности
- Закон контрастов
- Закон новизны
- Закон подчинённости
- Закон жизненности
- Закон воздействия
- Дискурсивный — рассудочный; в логике — основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.
- Сущность творчества и его процессов
- Творчество
- Чувства
- Мышление
- Воображение
- Вдохновение
- Интуиция
- Художественный талант
- Мировоззрение
- Эстетический и художественный вкус
- Мастерство
- Замысел
- Художественный образ
- Определённость
- Типическое
- Правила композиции
- Объективность и субъективность
- Эстетика в художественном образе
- Сюжетно-композиционный центр
- Симметрия
- Асимметрия
- Параллельность
- Расположение главного на втором плане
- Портретное расположение
- Законы композиции
- Приёмы композиции
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Средства композиции
- Штриховые линии
- Светотень
- Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы
- Интерьер
- Портрет и однофигурная сюжетная картина
- Сюжетно-тематическая картина
- Композиция в графике
- Композиция книги
- Композиция в монументальном искусстве
- Композиция в декоративно-прикладном искусстве