logo
Кваша Г

Григорий александров и любовь орлова.

Александров (Кот), Орлова (Тигр). Она была самой главной Звездой. Такой славы и народного обожания не досталось в СССР ни одному актеру -- ни женщине, ни мужчине. 40 лет она сияла на небосклоне -- хотя последние 20 практически не снималась. Ткачиха и домработница, циркачка и почтальонша, актриса и профессор. Простая и далекая. Великолепная певица и отличная танцовщица. Красавица с платиновыми волосами, осиной талией и голливудской улыбкой. Героиня, символ времени.

Орлову любил не только весь советский народ, но и его правители. Сталин был неравнодушен к Любови Петровне и покровительствовал ей, а также заодно ее мужу, режиссеру Григорию Александрову.

Александрову давали снимать где вздумается и тратить на картину больше, чем любому другому режиссеру. Она - народная артистка, он - народный артист и Герой Социалистического Труда плюс бесконечное количество госпремий. Шикарная московская квартира, дача во Внуково, автомобиль "Бьюик", повар и домработница, гардеробная комната... Мало кто из нашей творческой интеллигенции мог позволить себе такой барский образ жизни. Когда над страной висел непробиваемый железный занавес, Орлова с Александровым ездили в отпуск в Швейцарию, Мексику, Италию и США. Когда гражданам нашей великой и могучей не дозволялось даже думать о контактах с иностранцами, Орлова и Александров водили дружбу с Пикассо, Сартром, Феллини, Барбюсом и Чаплином. Александров и Орлова очень дружили с Чаплином и практически каждый год ездили к нему на день рождения. Наши газеты писали, что однажды ради встречи с Орловой Чаплин даже отменил свой визит к бельгийской королеве. Дескать, наша-то, советская королева почище будет...

Они познакомились в 1933 году (год вседозволенности у Александрова), когда вернувшийся из Соединенных Штатов Александров мечтал снять картину, абсолютно непохожую на то, что он делал до сих пор, а именно - музыкальную комедию. Александров, написав сценарий "Веселых ребят", приступил к поиску актеров. С исполнителем главной мужской роли определились сразу: Костю Потехина должен был сыграть солист Ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов. А вот найти актрису на роль Анюты никак не удавалось. Существует несколько версий, как, собственно, познакомились Орлова и Александров. По одной из них, Любовь Петровну привел на съемочную площадку Леонид Утесов, к которому впоследствии Григорий Васильевич жену долго и напрасно ревновал.

Снимали "Веселых ребят" летом, в Гаграх. Именно там стремительно развивался их роман, который Александров, несмотря на присутствие в экспедиции жены и сына, ни от кого не скрывал. Говорят, за Орловой пытались ухаживать и другие члены съемочной группы, но она отдала предпочтение режиссеру. Сразу же после окончания съемок они поженились. С всесоюзного триумфа картины начался и многолетний триумф Орловой.

Все картины с участием Орловой были построены по простой схеме непременного торжества справедливости, когда вопреки всем законам жизни Золушка превращается в Принцессу. Законодателями моды Орлова и Александров стали и в области супружеских отношений - о них не было грязных сплетен, их брак считался идеальным. Беспрецедентная ситуация: ни в одной картине героини Орловой ни с кем даже не целуются!

Частная жизнь Орловой и Александрова была закрыта для публики. Они были друг с другом - по крайней мере на людях - неизменно и даже старомодно вежливы (все сорок с лишним лет совместной жизни они называли друг друга на "вы"), нежно ворковали, везде и всюду появлялись вместе, никогда ни о ком не сплетничали и сами поводов для сплетен не давали. Любовь Петровна ни разу в жизни не позволила себе появиться пред очи мужа без прически, косметики или, упаси Бог, в халате. Да, у них (по неизвестным, кстати, причинам) не было детей. Зато был прекрасный уютный дом и любимые овчарки.

Последней триумфальной картиной Орловой и Александрова стала послевоенная "Весна". С 1947 года Любовь Петровна работала на сцене Театра имени Моссовета. Орлова постепенно сошла со сцены и стала вести тихую и размеренную жизнь пенсионерки. Все это время они с Александровым жили на той самой даче во Внукове. Среди московской богемы у них практически не было друзей. Наверное, поэтому и Новый год они предпочитали встречать вдвоем: за десять минут до боя курантов выходили из дома, поздравляли друг друга, целовались и долго молча стояли, держась за руки...

А в начале 70-х Александров внезапно решил вернуться в кино и приступил к съемкам картины по собственному сценарию "Скворец и лира", в котором 70-летняя Орлова должна была играть 25-летнюю разведчицу. Однако фильм постигла печальная участь - художественный совет киностудии не выпустил его на экраны. Вероятно, это и подкосило актрису окончательно. Вскоре она попала в Кунцевскую больницу с сильными болями. Врачи, рассказали Григорию Васильевичу правду. А он попросил их ничего не говорить жене... Но, очевидно, она все-таки чувствовала, что умирает, потому что начала метаться в поисках пьесы, с которой могла бы достойно уйти не только со сцены, но и из жизни... 23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Любовь Петровна внезапно потеряла сознание. Ее отвезли в больницу, где спустя три дня она и скончалась. Григорий Александрович пережил жену на восемь лет, успев за несколько месяцев до смерти снять документальный фильм "Любовь Орлова" и, очевидно, посчитал свою миссию на земле выполненной. Он умер 16 декабря 1983 года в возрасте 80 лет и похоронен рядом с Орловой на Новодевичьем кладбище.