logo
Кваша Г

Норштейн и ярбусова

Этот брак, казалось бы, противоречит всем положениям теории, он не дал его участникам агрессивности, не помог им сделать коммерческую или политическую карьеру, не принес элементарного материального благополучия. И все же это классический равный брак, союз в котором муж и жена, без малейшего продыха делают одно и то же дело, творят одну и ту же карьеру, идут по одной дороге не расставаясь ни на миг. Кроме того, говорить об отсутствии карьеры абсолютно не верно, у Норштейна я Ярбусовой при всем их творческом диссидентстве великолепная карьера, множество престижнейших наград, в том числе и в СССР, где зная их творчество это было почти немыслимо, фантастическое международное признание, официальное наименование их "Сказки сказок" лучшим мультфильмом в истории человечества. Отсутствием карьеры это не назовешь.

Автор лично знаком с супругами, и даже пытался что-то объяснять им по поводу законов мультипликации. Но дело не в этом. Дело в попытке ощутить творческую энергию брака. Не знаю как там Достоевский (Змея) без Сниткиной (Лошадь), но Норштейн без Ярбусовой точно ничего бы не сделал в жизни.

Итак: Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года (Змея, Дева). Франческа Ярбусова родилась 13 октября 1942 года (Лошадь, Весы). Перед нами тот самый знаменитый королевский брак. Так спасался Николсон, так ищет себя Кортнев. Король счастлив только с Королевой.

Юрий Борисович закончил только художественную школу и краткосрочные курсы мультипликаторов, он не имел формального права на режиссерство, и все же стал величайшим советским режиссером-мультипликатором. Драматург Петрушевская говорит, что, кем бы он ни стал - художником, учителем рисования, краснодеревщиком, хирургом или скрипичным мастером, ему суждено, видимо, было сделаться лучшим в мире. Подспудно - спиной, кожей, сердцем - люди это чувствуют всегда. И уступают дорогу. Иногда с трудом. Иногда после жизни гения. Сопротивляясь. (Это она о королевском гороскопе Норштейна).

Карьера при советской власти - это жизнь впятером, а еще кошка и собака, на две небольшие зарплаты. Росли сын и дочка, Боря и Катя. Все время в доме бывали гости, сидели в крошечной кухне. Нищая, трудная, праздничная жизнь! Они жили в долг, выплачивали за кооперативную квартиру. Юра делал фильм за фильмом. Все рисовала Франя. Юра говорил о ней с неутихающим восторгом. "Этто Франя!" Она обладает волшебной силой, лечит людей и животных. Это она точно к Новому году вывела голубых бабочек, которые порхали по квартире числом тридцать две штуки. Еще когда Юра ухаживал за ней - она только-только пришла работать на студию, тихая, маленькая, с огромной косой, Юра восклицал везде, и его рыжие глаза горели голубым огнем: "Это единственный человек, который может просто так, сразу и с большой точностью, нарисовать что угодно - лягушку, бабочку, муху любую!"

Творчество Норштейна, ни в одной линии, ни в одной фигуре не мыслимо без жены. Он признается, что вдвоем с Франческой они прошли огромный путь познания. "Франческа для меня загадка. Чем больше я ее узнаю, тем меньше знаю... Никогда в жизни я бы не смог сделать эскиз такой, какой она способна сделать в лучшие мгновения творческого беспамятства. Ее откровения меня поражают..."

Иногда он требует от Франчески, чтобы она рисовала хуже. Начинает любоваться собой - перешла на "хорошее рисование", все: "Франечка, возьми в левую руку, пожалуйста, карандашик. Потому что мне это - не нужно. Это уровень мастерства, то есть ремесла. Мастерство может передавить и, в конце концов, раздавить фильм. О мастерстве надо забывать. Пророк Моисей заикался. Существует труднейший проход между соблазнами, и если ты его прошел - вот тогда ты можешь выйти в совершено другую стихию. И пока она не измучается "по самое не могу" - только тогда начинается нормальная работа. И она начинает работать с легкостью просто невероятной. В этом смысле я - да, я злодей, тиран и все такое.