logo
Кваша Г

Глава 23. Патриархальное кино.

Изначально понятно, что такой союз для экрана не выгоден ни с какой стороны: детишки, пеленки, распашонки, огородик, - из всего этого кино не сделаешь. Однако кино, как и жизнь, штука многосторонняя, одними лишь сказками здесь не обойдешься.

Так, к примеру, попытка создать очередную киносказку в фильме "Служебный роман" обернулась не сказкой, а былью, и не последнее значение здесь имеет патриархальное сочетание знаков Алисы Фрейндлих (Собака) и Андрея Мягкова (Тигр). Производственные и служебные проблемы плавно перетекают на хозяйственные темы и бытовые подробности. При изначально романтической предпосылке никаких уступок романтике в фильме нет. Калугина не красавица, не принцесса, в ней нет ничего от образа вечной женственности. Новосельцев, несмотря на свой честный характер, тоже далек от романтических иллюзий, что естественно для отца-одиночки. Прежде чем наступит счастливая развязка, происходит даже несколько смешных и неуклюжих стычек, что в романтической версии было бы категорически невозможно. Впрочем, патриархальному союзу настоящие споры тоже ни к чему, ему нужны дела семейные. Поэтому, когда в сюжет вклинивается кошка, застрявшая в трубе, становится заметно веселее. Основа для счастливой концовки фильма в том, что дети Новосельцева вновь обретают гнездо, уютную семью и, как обещано в конце, еще и брата в придачу.

Другой вариант служебно-картофельного романа в фильме "Девчата", где главные роли исполняют Николай Рыбников (Лошадь) и Надежда Румянцева (Лошадь). То, что главная героиня повариха, а главный герой лесоруб, сразу выводит на общий строй хозяйственно-бытовой идиллии. Не случайно в фильме так много говорят о еде, о домашней обстановке: гречка, картошка, яичница - все это очень близко, рядом с любовью. В романтическом кино еда всегда антисимвол. Еще важнее то, что влюбленные, особенно Тося, скорее принадлежат к миру детства, чем к миру взрослых людей, ведь патриархальный брак при всей его хозяйственной сноровке - это брак для вечных детей - шустрых, шаловливых, немного обидчивых, но необоримо жизнерадостных. Если в романтическом союзе смерть - это друг и союзник, то в патриархальном браке всегда побеждает жизнь.

Один из символов патриархального брака в нашем кино это, конечно, Алиса Фрейндлих. Кроме "Служебного романа" был еще роман с командором-Лановым (Собака) в фильме "Анна и Командор", встреча со сталкером-Кайдановским (Собака) в "Сталкере". Среди мужчин можно выделить Николая Рыбникова. Кстати, кроме Румянцевой в "Девчатах", очень удачной для него партнершей была Инна Макарова (Тигр) в "Высоте".

Однако, лучший фильм по патриархальному браку, без всяких сомнений это "Не сошлись характером" Николая Александровича, по сценарию Аркадия Инина. В главных ролях Ирина Мирошниченко (Лошадь) и Александр Лазарев (Тигр). Хорошая семья. Прекрасный сын, искренний, чистый, умный. И вдруг отец влюбляется в циркачку - Ольга Машная (Дракон), - молодую, красивую, нежную, веселую. Начинается новая жизнь, но тянет к старой, потому что там сын, там все привычное, родное. Для новой, молодой он не готов. Потрясающе сыгран каждый эпизод. Агрессия жены, его покорность и безропотность. Все точно как и должно быть в жизни. Невозможность понять друг друга, договориться. Они как бы не слышат друг друга. Но сын, он истинный глава патриархальной семьи и он добьется воссоединения.

Не для всех знаков патриархальный брак хорош. Скажем, для знаков любви (Крыса, Обезьяна, Дракон) он почти не реален, что, собственно, и продемонстрировали Светлана Дружинина (Крыса) и Вячеслав Тихонов (Дракон) в фильме "Дело было в Пенькове".