12. Классицизм во франц. Архитектуре 17 века, его особенности
В первой половине и середине XVII столетия во французской архитектуре складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому способствует и государственная система абсолютизма.
Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках государства. Вводится новая должность "архитектора короля" и "первого архитектора короля". На строительство затрачиваются огромные средства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях.
По всей стране широко развертываются градостроительные работы. Новые города возникают как военные форпосты или поселения близ дворцов и замков королей и правителей Франции. В большинстве случаев новые города проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане либо в виде более сложных полигональных форм - пяти, шести, восьми и т. д. угольников, образованных оборонительными стенами, рвами, бастионами и башнями. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально-кольцевая система улиц с городской площадью в центре. В качестве примеров можно указать города Витри-ле-Франсуа, Саарлуи, Анришмон, Марль, Ришелье и др.
Ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых принципов регулярной планировки. Прокладываются прямые магистрали, возводятся городские ансамбли и геометрически правильные площади на месте беспорядочной сети средневековых улиц.
В застройке Парижа и других городов Франции, особенно в формировании силуэта города, значительна роль церквей и монастырских комплексов. В одном только Париже в это время строится более двадцати церквей. Их архитектура отличается большим разнообразием.
Приемы барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми классицистическими принципами понимания красоты. Многие культовые сооружения, построенные по установившемуся в итальянском барокко типу базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками, скульптурными вставками и волютами. Примером может служить церковь Сорбонны (1629 - 1656, архитектор Ж. Лемерсье) - первое культовое здание Парижа, увенчанное куполом.
Преобладание классицистических тенденций сказалось в таких сооружениях, как церковь де ла Визатасьон (1632 - 1634) и церковь монастыря Минимов (начата в 1632 г.), созданных Ф. Мансаром. Для этих построек типична простота композиции и сдержанность форм, отход от барочных образцов базиликального плана и трактовки фасадов как пышной архитектурной декорации.
Одним из ранних дворцовых сооружений был уже упомянутый Люксембургский дворец (1615 - 1620/21), построенный Саломоном де Бросом (после 1562 - 1626) для Марии Медичи. Около дворца был разбит великолепный парк, считавшийся в начале XVII века одним из лучших.
Таким образом, в первой половине XVII века как в области градостроительства, так и в формировании самих типов зданий идет процесс вызревания нового стиля и создаются условия для его расцвета во второй половине столетия.
АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ XVIIв.
Параллельно сформировались барокко и классицизм! К. апеллировал к античности и Возрождению Рафаэлевского типа. В XVIIв. К. проявляется не в полном объёме и утверждается в небольшом круге, но наряду с Б. стал полноценным художественным явлением.
Архитектор Жак Лемерсье, церковь
Здание построено после религиозных войн. Глаз прочитывает фасад, купол. Это реализация классицизма.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лемерсье,_Жак
Франсуа Мансар, собор инвалидов
Архитектор, придумавший сделать в верхней части здание помещение – мансарду.
В большем объёме тенденции К. Идеи те же: портик, фасад, купол. Но выглядит более упорядоченно. Спаренные колонны у Микеланджело http://vkontakte.ru/photo-4612020_146598887 создают массивность и ощущение взлёта вверх. Здесь получается чёткий ритм, закономерность, гармония.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мансар,_Франсуа
Клод Перро (дядя Шарля Перро), восточный фасад Лувра
Единственное полноценное сооружение Б.!
Королевская власть укрепляется, перестраивается Лувр. Старый фасад решили оформить в новом духе. Этот заказ сначала хотели дать самому известному тогда архитектору Бернини. В его плане было много пышности, эмоциональности. Заказчики добились того, чтобы Ришелье дал отказ. У Перро мы видим полноценный К., те принципы, которые будут взяты за основу в мокве и С-Пб в XVIIIв.
Напоминает в первую очередь античное сооружение:
- треугольный портик, фронтон
- устойчивые колонны
Завершения справа и слева – ризолиты (если самостоятельный объём – флиты). Они делают образ законченным, создают ритм. Часто, как здесь, используется высокий цокольный этаж, а колоннада разворачивается на 2-3 этажа. Причём здесь это только облицовка старого здания.
Символизирует монархию, основанную на принципах разума.
Фрагмент – фасад.
Роль скульптуры:
В К. значительно более сдержанная. Рельефы отсылают к античным образам. Декоративная функция.
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве XVII века
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко
- 3. Скульптура итал. Барокко. Синтез искусств в барокко. Творчество л.Бернини
- 4. Итал. Живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Академизм и караваджизм в живописи
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество я.Вермера.
- 9. Творчество Рембрандта ванн Рейна – вершина европейского искусства 17 века
- 10. Особенности испанской живописи конца 16-17 веков
- 11. Творчество Веласкеса
- 12. Классицизм во франц. Архитектуре 17 века, его особенности
- 13. Франц. Живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена
- 14. Живопись Франции перв. Половины – середины 18 века. Творчество Ватто, Шардена
- 15. Франц.Искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида
- Архитектура рококо
- Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма
- Скульптура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Скульптура и архитектура Франции сер-вт.Пол. 18 века (см. 15)
- 17. Искусство Италии 18 века
- Живопись
- 18. Искусство Англии 18 века